Личностные новообразования кризиса 3 лет у ребенка

Кризис 3 лет – это неизбежный период роста и развития ребёнка. Трудный этап зачастую характеризуется чрезмерны упрямством, протестами, истериками и своеволием.

Даже самые спокойные дети, которым не свойственно подобное поведение, становятся непослушными и неуправляемыми.

В 3 года любой ребёнок стремится показать окружающим свою состоятельность и взрослость, появляются первые устойчивые желания, и дети с готовностью отстаивают своё право на это, демонстрируя всю серьёзность намерений взрослым.

Капризы касаются всех сфер жизни – режим сна и отдыха, выбор мультфильма или цветных карандашей, длительность прогулки, принт футболки и тому подобное. Зачастую негативизм проявляется принципиально на просьбы взрослого – ребёнок просто всё делает наоборот, даже если особой выгоды ему от этого не будет.

Кризис 3 лет – это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Конец сложного периода знаменуется появлением характерных новообразований.

Что является феноменами?

Кризис 3 лет, как и любой другой критический возрастной этап, имеет особый симптомокомплекс – основные проявления, характерные для большинства детей. Говорить именно о наступлении кризиса можно только тогда, когда в поведении ребёнка проявляются все или подавляющее большинство таких феноменов.

  1. Негативизм. Это не просто непослушание, а стремление сделать всё наоборот.

    В крайних случаях негативизм может доходить до абсурда – футболка не чёрная, а белая, домашнего питомца зовут не Джек, а Байкал и тому подобное.

    Дети даже могут действовать наперекор собственным желаниям.

  2. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что так сказал взрослым – жажда принятия окружающими его решения. Например, взяв на себя ответственность помочь маме донести тяжёлые сумки до дома, ребёнок ни в коем случае не откажется от своих слов, а при попытках родителей объективно облегчить ему жизни начнёт упрямиться.
  3. Строптивость. Выражается в обезличенном протесте. Ребёнок бунтует против всего, отрицает значимость вещей или действий, которые ранее были неотъемлемой частью его жизни.
  4. Своеволие. Ребёнок в период кризиса пытается во всём проявить самостоятельность. Помощь окружающих не будет принята даже при условии, что у него совсем ничего не получается.
  5. Деспотизм. Некоторые дети как будто намеренно проверяют родителей на прочность. Беспричинные скандалы и истерики, манипуляции, ухищрения – любые действия, которые могут выбить из эмоционального равновесия.
  6. Ревность. Кризис нередко проявляется в ревности одного члена семьи к остальным, требовании неослабевающего внимания к себе.
  7. Обесценивание. Дети в возрасте 3 лет проявляют необоснованную агрессию ко всему окружающему – могут причинить, насколько это возможно, физическую боль близким или домашним питомцам, изуродовать любимую игрушку, порвать памятное фото.
Прочтите также:  Психологические трюки для манипулирования людьми

Ребёнок учится выражать своё отношение к окружающей среде, точнее, настаивать на своём праве это делать. На данной ступени развития неизбежны психологические новообразования – психические и социальные изменения в сознании ребёнка.

Что провоцирует начало трудностей?

До трёх лет у детей наблюдается предметное отношение к окружающей действительности – происходит познание разнообразия объектов, их признаков и назначений.

Однако со временем наступает пора, когда ребёнок хочет не только накапливать новую информацию и повторять манипуляции взрослых. Появляются собственные желания, мотивы, побуждения и непреодолимое желание применить их на практике, проявить активность, проверить новую модель поведения. Жажда к самостоятельности и задаёт кризисную ситуацию.

Что можно отнести к изменениям?

Дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно со взрослыми, но главное отличие от предыдущего этапа развития заключается в пробуждении субъективности.

Именно с ней связаны все новообразования кризисного периода: личностная ориентация, осознанность, самостоятельность, самооценка, личностная идентификация.

Личностная ориентация

Открыв для себя все прелести автономного существования, у ребёнка закономерно появляется потребность реализовать свои знания и предположения на практике, в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Осознанность

В сознании ребёнка закрепляется уверенность в том, что все его действия так или иначе приводят к определённому результату. Он учится контролировать свои желания, заранее предполагая, что из этого выйдет.

Самостоятельность

Дети понимают, что от степени приложенных усилий зависит конечный результат. Стремясь проявить себя во всём, они усердно выполняют какую-либо деятельность, чтобы потом взять за неё ответственность.

Самооценка

Самооценка проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. Поддержка и похвала воспринимаются им уже непосредственно на личный счёт. Дети учатся гордиться собой, своими достижениями, хвастаться и демонстрировать результаты той или иной деятельности.

Личностная идентификация

Границы мира постепенно расширяются, ребёнок начинает замечать, что, помимо него, есть и другие – кто лучше, успешнее.

Если сначала малыши капризничают и требуют внимания исключительно к себе просто так, то позже учатся анализировать причины, по которым кому-то достаётся больше любви, и в соответствии с этим меняют свою деятельность и отношение к окружающим.

Прочтите также:  Детские психологические травмы: как проработать психотравму

Что происходит после?

По окончанию кризиса 3 лет капризность и нервозность ребёнка заметно уменьшаются. Он становится спокойнее и рассудительнее, чувствует ответственность за свои поступки и начинает заранее предполагать, как добиться лучшего результата.

Ребёнок, несмотря на ценность самостоятельности и обособленности от родителей, осознаёт, что существуют определённые правила и ограничения, которые нужно соблюдать, и принимает их.

Почему важно осознавать суть взросления?

Становление и развитие личности ребёнка на всех этапах взросления напрямую зависит от стиля воспитания и модели поведения взрослых, находящихся вокруг.

Родителям важно понимать и осознавать, по каким причинам ребёнок стал непослушным и капризным, а в соответствии с этим, выстраивать с ним взаимоотношения таким образом, чтобы не усугубить ситуацию.

К детям в этом возрасте следует относиться с пониманием, а не демонстрировать агрессию каждый раз, когда малыш противиться. Только так можно поспособствовать гармоничному развитию личности.

Заключение

Кризис 3 лет является сложным, но неизбежным периодом в жизни каждого ребёнка. Закономерно он характеризуется негативными проявлениями – упрямством, агрессией, истеричностью.

Этих симптомов нельзя избежать, ведь малыш только учится себя контролировать и усваивать нормы поведения. Только опытным путём у него сформируются знания, умения и навыки, которые позволят гармонично сосуществовать с окружающим миром.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком