Личностные новообразования кризиса 3 лет у ребенка

Содержание

Что является феноменами?

Кризис 3 лет, как и любой другой критический возрастной этап, имеет особый симптомокомплекс – основные проявления, характерные для большинства детей. Говорить именно о наступлении кризиса можно только тогда, когда в поведении ребёнка проявляются все или подавляющее большинство таких феноменов.

Ребёнок учится выражать своё отношение к окружающей среде, точнее, настаивать на своём праве это делать. На данной ступени развития неизбежны психологические новообразования – психические и социальные изменения в сознании ребёнка.

Что провоцирует начало трудностей?

До трёх лет у детей наблюдается предметное отношение к окружающей действительности – происходит познание разнообразия объектов, их признаков и назначений.

Однако со временем наступает пора, когда ребёнок хочет не только накапливать новую информацию и повторять манипуляции взрослых. Появляются собственные желания, мотивы, побуждения и непреодолимое желание применить их на практике, проявить активность, проверить новую модель поведения. Жажда к самостоятельности и задаёт кризисную ситуацию.

Что можно отнести к изменениям?

Личностная ориентация

Открыв для себя все прелести автономного существования, у ребёнка закономерно появляется потребность реализовать свои знания и предположения на практике, в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Осознанность

В сознании ребёнка закрепляется уверенность в том, что все его действия так или иначе приводят к определённому результату. Он учится контролировать свои желания, заранее предполагая, что из этого выйдет.

Самостоятельность

Дети понимают, что от степени приложенных усилий зависит конечный результат. Стремясь проявить себя во всём, они усердно выполняют какую-либо деятельность, чтобы потом взять за неё ответственность.

Самооценка

Самооценка проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. Поддержка и похвала воспринимаются им уже непосредственно на личный счёт. Дети учатся гордиться собой, своими достижениями, хвастаться и демонстрировать результаты той или иной деятельности.

Личностная идентификация

Границы мира постепенно расширяются, ребёнок начинает замечать, что, помимо него, есть и другие – кто лучше, успешнее.

Если сначала малыши капризничают и требуют внимания исключительно к себе просто так, то позже учатся анализировать причины, по которым кому-то достаётся больше любви, и в соответствии с этим меняют свою деятельность и отношение к окружающим.

Прочтите также:  Сократовский диалог — способ получения желаемого

Что происходит после?

По окончанию кризиса 3 лет капризность и нервозность ребёнка заметно уменьшаются. Он становится спокойнее и рассудительнее, чувствует ответственность за свои поступки и начинает заранее предполагать, как добиться лучшего результата.

Ребёнок, несмотря на ценность самостоятельности и обособленности от родителей, осознаёт, что существуют определённые правила и ограничения, которые нужно соблюдать, и принимает их.

Почему важно осознавать суть взросления?

Заключение

Кризис 3 лет является сложным, но неизбежным периодом в жизни каждого ребёнка. Закономерно он характеризуется негативными проявлениями – упрямством, агрессией, истеричностью.

Этих симптомов нельзя избежать, ведь малыш только учится себя контролировать и усваивать нормы поведения. Только опытным путём у него сформируются знания, умения и навыки, которые позволят гармонично сосуществовать с окружающим миром.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком