Сколько длится кризис 1 года у ребенка: как начинается, когда закончится, советы родителям

Принято считать, что возрастные кризисы возникают у детей не ранее трёх лет. До этого момента малыши не способны на глубокие переживания и у них не может быть внутренних противоречий.

Однако, как показывает родительский опыт, это не так.

Примерно в возрасте 12 месяцев родители замечают, что ребёнок, ещё недавно спокойно игравший в кроватке и мило улыбавшийся взрослым, вдруг начинает капризничать, злиться, требовать к себе повышенного внимания.

Так проявляется так называемый кризис 1 года жизни. Сколько он длится и как пройти его с минимальными потерями для себя и крохи? Постараемся разобраться.

Начало трудностей: есть ли разница для мальчиков и девочек?

В течение 1 года жизни ребёнок быстро развивается. Из маленького, беспомощного комочка он превращается в самостоятельного члена семьи, который стремится проявить свой характер.

Важные приобретения 1 года жизни:

  • в 8-12 месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, это позволяет ему активно осваивать мир вокруг;
  • после 9 месяцев быстро развивается речь, малыш понимает слова взрослого и пытается объясняться с ним «своими» словами;
  • ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, становится более настойчивым и самостоятельным, развивается воля.

Примерно в 9-12-месячном возрасте, а иногда и позже, возникают противоречия между возможностями и возрастающими потребностями. Маленький человек, вне зависимости от пола, пытается всё сделать сам, но это не всегда получается. А взрослые продолжают относиться к нему как к младенцу, не имеющему пока личностных потребностей.

Отличительной особенностью является то, что  кризис не имеет чётких временных границ, поэтому его продолжительность можно обозначить только примерно — от нескольких месяцев до полугода.

При этом начало периода у каждого разное: раннее прослеживается уже к 10 месяцам, среднее – к 12, а позднее – к 15, затягиваясь аж к полутора годам.

Причины разницы состоят в индивидуальных особенностях детского организма, принципах воспитания, физиологических возможностях и т.п.

Что считается отклонением от нормы и почему?

Суть любого кризиса, в том числе годовалого ребенка, состоит в отделении его от матери, в народе это называют «перерезать пуповину». Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения.

Если потребность ребенка в самостоятельности не удовлетворяется, то карапуз незамедлительно реагирует реакцией в виде протеста и недовольства при давлении со стороны родителей, которые не уважают желания маленького человека. Отклонением от нормы можно назвать непрекращающиеся истерики до двух лет, явно спровоцированные проблемами со здоровьем или неправильны воспитанием.

Прочтите также:  Страх смерти (танатофобия): причины, как побороть

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции малыша не заставят себя ждать. Это:

  • непослушание;
  • стремление сделать по-своему;
  • капризы;
  • упрямство;
  • агрессия;
  • желание привлечь внимание;
  • обидчивость;
  • чувствительность к замечаниям;
  • неуправляемость.

Общая длительность

Кризис 1 года может протекать по-разному, все сугубо индивидуально. Особенно ярко он проявляется с 8 до 15 месяцев. При правильном отношении взрослых, их последовательности, мудрости и выдержке этот период быстро заканчивается, и ребёнок перестаёт быть трудным, с ним легко можно договориться.

Заканчивается младенчество — наступает период раннего детства.

Что считается отклонением от нормы и почему?

На продолжительность кризиса первого года жизни младенца непосредственное влияние оказывают многие факторы: это и индивидуальные особенности детского характера, и методика родительского воспитания, и желание (или нежелание) взрослых прослушиваться и учитывать потребности младенца.

Именно поэтому кто-то вообще не замечает кризиса годовалого отпрыска, а другой наблюдает его последствия в течение нескольких недель, а то и месяцев.

Что касается отклонений от нормы, то если кризис приобрел очень острую форму, это не значит, что это хуже, чем когда такая стадия вовсе отсутствует. С точки зрения будущей личности для ее психологического формирования важен каждый переходный период с его «побочными эффектами».

Поэтому о возможных проблемах целесообразно задуматься, скорее, тем родителям, которые имеют чрезмерно пассивных детей, чье поведение ребенка с возрастом вообще не меняется.

Правила поведения с детьми

В возрасте года, как правило, малыши учатся ходить. Благодаря этому достижению ребенок чувствует себя более взрослым и независимым, и он требует от взрослых, чтобы и они считали его таковым. Он осознает, что теперь может добраться до того, что раньше было недоступным.

Малыш все активнее и активнее познает окружающий мир – и все попытки родителей встать у него на пути вызывают бурный протест. Если родитель включит «метод кнута», то получит закомплексованную личность, зацикленную на своих страхах. Если предпримет попытку задобрить «пряником» – получит эгоиста, не идентифицирующего жизненные процессы и явления адекватно.

Часто ребенок не понимает, почему нельзя. Он думает, что раз ему не разрешают есть землю из цветочного горшка или отрывать усы коту, то его не любят. А высказать все это, поделиться переживаниями он тоже еще не может, поэтому выражает протест в капризах.

Знать правила поведения с детьми в период кризиса – это значит не просто понимать своего ребенка, но и вырастить уверенного в себе человека в будущем, который обязательно достигнет впечатляющих жизненных успехов.

Прочтите также:  Стэнфордский тюремный эксперимент: суть, выводы

Рекомендации психологов: как пережить трудности?

Родителям необходимо принять самостоятельность ребёнка, его новые потребности и научиться взаимодействовать с несформировавшейся личностью.

Чтобы пережить этот период максимально безболезненно, необходимо:

  • соблюдать привычный режим дня;
  • создавать условия для того, чтобы ребёнок мог проявить свою самостоятельность;
  • стараться организовать в доме такую обстановку, чтобы малыш мог трогать разные предметы, слушать звуки, нюхать запахи;
  • давать простые поручения и уважать личное пространство;
  • поддерживать ребёнка и откликаться на его просьбы;
  • проявлять любовь и доверие;
  • убрать предметы, которые лучше не трогать;
  • всегда объяснять требования и запреты.

Важно проявлять терпение, помогать и поддерживать, стараться построить конструктивное общение.

Практические советы и рекомендации

  1. Ребенок становится непослушным по отношению к родителям, а также может проявлять требовательность и агрессию. Боится посторонних. Отпрыск отказывается от еды? Лучше не настаивать. Рано или поздно, он проголодается. Пресекать самостоятельность желательно по минимуму, иначе он вырастет безынициативным.
  2. Ребенок все хочет делать сам, не разрешает ему помогать, даже если у него что-то не получается. Как можно меньше «нельзя». Запрещать только то, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка. Ценные вещи лучше спрятать.
  3. Для кризиса первого года характерны частые смены настроения. Постоянно разговаривать, даже если ребенок не может ответить. Тогда малыш почувствует себя равноправным членом семьи, уверится, что его хотят слушать.
  4. Поступки ребенка противоречивы, например, он требует что-то, а получив – бросает. Или целует и тут же бьет. Важно учится слышать и понимать ребенка, как можно больше общаться, играть вместе, чтобы на капризы оставалось меньше времени.
  5. Ребенок обижается на каждое слово, ему невозможно сделать замечание. Старайтесь включать ребенка в участие в повседневных делах и всегда хвалить за успехи. Тогда он будет осознавать свою значимость.
  6. Наблюдаются частые капризы без причины, из разряда «сам не знаю, чего хочу». Лучше обозначить рамки дозволенного и не переступать их, даже когда ребенок бьется в истерике, иначе он будет считать, что всего может добиться криком.
  7. Ребенок «висит» на маме, не дает ей шагу ступить без него. Не отказывайтесь от идеи привлекать старших детей (или при их отсутствии других родственников) к игре и обучению малыша.

Можно ли извлечь пользу?

В первую очередь, смириться с тем, что изменения в поведении неизбежны и естественны. И рано или поздно это закончится, главное – запастись терпением и любить своего ребенка.

Важно помнить, что из всего можно извлечь выгоду, даже из кризиса, если направить энергию в мирное русло. Стремление к самостоятельности можно использовать для обучения полезным навыкам, таким как мытье рук, чистка зубов, уборка игрушек, самостоятельная еда с помощью столовых приборов.

Прочтите также:  Фишбоун схема — прием развития мышления детей

Если привлекать ребенка к выполнению домашних дел, можно не только развлечь его, но и воспитать отличного помощника по хозяйству.

Самое главное – любить своего малыша и тогда никакие кризисы не будут страшны.

Примеры совместных игр и занятий

Для интересного времяпровождения с малышом можно использовать следующие игры:

  1. Мячик, прятки, салки, догонялки – любые виды подвижных игр помогут карапузу выплеснуть накопление ненужной энергии и отрицательных эмоций.
  2. Разглядывание книг с яркими картинками, иллюстрациями. По желанию и возрастным возможностям можно научиться раскрашиванию.

    Это своеобразная арт-терапия, оказывающая своеобразный успокоительный и расслабляющий эффект.

  3. Ролевые игры. Так как возрастной кризис напрямую связан с психологическим развитием и, как следствие, самовосприятием себя в социуме, маленькому человечку будет полезна такая «развивашка». Это хороший способ привить правильные жизненные навыки, научить труду и помощи по дому.
  4. Лепка с помощью кинетического песка, мягкого пластилина, соленого теста. Подобные занятия формируют мелкую моторику, способствуют развитию речи и концентрации внимание, способствуют расслаблению нервной системы и в результате значительно снижают раздражительность и недовольство.
  5. Уход за домашними животными. Да, в таком возрасте ребенок еще не может полноценно убрать лоток за четвероногим, зато он вполне способен покормить рыбок с помощью мамы или насыпать корм пушистому любимцу под неукоснительным отцовским надзором. Такой подход формирует ответственное отношение к жизни и правильное восприятие окружающей действительности.

Главные ошибки

Многие родители не понимают, как вести себя с ребёнком в щекотливые моменты. Нужно принять, что всё происходящее — норма. В такой ситуации точно не стоит:

  • кричать на малыша и наказывать его за сломанные вещи;
  • мешать самостоятельности и запрещать всё подряд;
  • игнорировать ребёнка;
  • быть непоследовательным, нарушать собственные запреты;
  • винить себя в том, что ребёнок плохо себя ведёт;
  • исполнять все желания и реагировать на детские капризы.

Лучше установить систему правил, которой могли бы следовать все члены семьи.

Когда малышу исполняется год, его поведение может измениться до неузнаваемости. Недавно он был милым и послушным ребенком с ангельской улыбкой, а сейчас это настоящий чертенок, который все хочет делать по-своему и для которого запреты – пустой звук. Он начинает плохо спать, есть, а обычная прогулка может превратиться в настоящее мучение.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что не стоит пугаться таких существенных перемен и смен настроения: это бывает почти у всех детей в возрасте от 10 месяцев до полутора лет. И если найти правильный подход к ребенку, кризис можно пережить с минимальными потерями.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком