Развитие ребенка до года: календарь возрастных кризисов и график скачков по месяцам

Новорожденный ребенок – самое беспомощное и беззащитное существо в мире. Каждый родитель с трепетом ждет первой улыбки, первого слова, первого шага.

Каждым новым навыком малыша родители, как правило, гордятся сильнее, чем своими собственными достижениями – личными или профессиональными.

Однако стремительное физиологическое и психологическое развитие крохотного организма невозможно без жизненных бурь: попробуем разобраться, что представляют собой кризисы ребенка до года и как с ними бороться.

Что означает понятие скачки роста у детей?

Вот уже кроха уверенно сидит, говорит пару слов и учится ходить. Но внезапно, буквально в один миг из улыбчивого спокойного ребенка он превращается в маленького капризного «монстрика». Младенцу «все не так», он не слезает с рук мамы и не отпускает ее ни на шаг.

Истерики случаются очень часто –и, кажется, происходят «на ровном месте». Узнали свою ситуацию? Вас можно поздравить: чадо достигло «точки икс» – своего первого в жизни кризиса.

Трудновоспитуемость ребенка – один из самых первых показателей кризиса первого года жизни. В чем он заключается? Самый первый кризис – отделение от мамы. Считается, что до этого момента малыш осознает мать и себя единым организмом.

Поскольку маленький человек уже освоил некоторые навыки, теперь он требует полной автономии и стремится все сделать сам и по-своему. Но на данном этапе навыков для самостоятельной деятельности еще недостаточно. Отсюда появляются истерики – несоответствие желаний с возможностями.

Таблица по неделям

Период Название Продолжительность
Кризис 5 недель Новые ощущения Около одной недели
Кризис 8-9 недель Познание тела Одна-две недели
12 неделя Плавность движений Максимум 7 дней
15-19 недель Освоение пространства Один месяц
23-26 недель мир взаимосвязей и понятие расстояний Три недели
34-37 недель мир категорий, сепарационная тревога Три недели
42-46 недель мир последовательностей Месяц
51-55 неделя планирование, поиск решений, сепарационная тревога Месяц
60-64 неделя время принципов, я сам Месяц
72-75 неделя Мир систем Около трех недель

5: Чувствую по-новому

Причина постоянного беспокойства в это время кроется в изменении органов восприятия. Младенец отходит от родов, набирается сил – и поэтому почти все время спит.

Но затем происходят изменения:

  • приобретается возможность видеть;
  • различать звуки;
  • узнавать лица мамы и папы.

Мир становится полон новых ощущений! При этом малыш еще не умеет обрабатывать полученные впечатления так, как это делают взрослые люди, поэтому становится беспокойнее, чем раньше.

Прочтите также:  Кризис трех лет: симптомы, трудности периода

Распознать развитие кризиса можно по следующим признакам:

  1. неожиданным истерикам и капризам без видимых причин;
  2. требованию постоянного внимания и телесного контакта;
  3. ухудшению аппетита и сна.

В этот период родители не должны тревожиться, зато обязаны максимально быть рядом. Для этой цели домашние дела допустимо на время делегировать родным и близким. Не помешает отдыхать вместе с ним в дневное время и успокаивать тактильным контактом (объятиями, поглаживаниями, поцелуями и т.п.).

8-9: Познаю собственное тело

На данном этапе ребенок развивает новые способности и возможности. Привычный мир буквально «встает с ног на голову». Ребенок смотрит – и видит, слушает – и слышит, нюхает – и ощущает, пробует – и чувствует на вкус.

Одним словом, ощущает все то, что до этого в его мире попросту не существовало. Ребенок напуган, запутан, ему нужно время, чтобы привыкнуть. И лучше всего привыкать в знакомой обстановке – на материнских ручках.

Именно поэтому дети в этот период больше кричат. Даже таская их целый день на руках, мамы не в состоянии нормализовать состояние кризисных младенцев. Основные признаки этой фазы:

  • ребенку нужно больше внимания, занятий, улюлюканий;
  • происходит отказ от чужих людей и рук;
  • наблюдается снижение аппетита, растет беспокойство во сне;
  • наступает нервозность и раздражительность – минимизируется это состояние только «висением» на маминой груди.

Продолжайте давать чаду заботу и ласку, успокаивайте и хвалите за маленькие новые достижения. Общайтесь и показывайте предметы вокруг, учите держать голову и продолжайте по возможности кормить младенца грудью.

12: Двигаюсь

Третий скачок роста новорожденного отличается тем, что ребенок впервые берет руками предметы: рассматривает их, теребит и обязательно пробует «на вкус».

Вокруг малыша все наполняется смыслом, а разнообразие «интересностей» вокруг приводит к перенапряжению несформировавшейся нервной системы.

Новорожденный испытывает большой стресс, проявляющийся через:

  • капризы, сердитость, плохое настроение;
  • беспричинную плаксивость;
  • стремление быть у мамы на руках и, как прежде, отдыхать на груди.

Помочь малышу можно отсутствием тревоги и страха, прежде всего. Берите ребенка с собой (слинг в помощь), помогайте засыпать, успокаивайте при беспокойстве.

Не стоит забывать и о формировании самостоятельности: пусть сам тянется к игрушке. Разговаривайте, рассказывайте сказки, пойте колыбельные песенки.

15-19: Осваиваю пространство

Кроха понимает, что некоторые события в жизни могут происходить по его желанию — это и удивляет и пугает карапуза одновременно. Проявляться это может через попытки сползти вниз, находясь на руках у взрослого человека, а во время плача может желание принять позу новорожденного.

В этот период уже недостаточно привычного тактильного контакта. С ребенком желательно заниматься, постоянно придумывая новые развлечения и занятия. Поэтому игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата младенческой ручонкой.

23-26: Замечаю связи

Теперь малыш способен координировать собственные движения и, следовательно, больше двигаться. Кроме того, младенец начинает осознавать понятие расстояния, поэтому развивается стеснительность и в то же время остается необходимость видеть маму рядом.

Прочтите также:  Транзактный анализ: примеры метода, игры Берна

Игрушки в это время – инструмент защиты. Поэтому самое главное, что должны делать родители – оказывать постоянную поддержку для контроля окружающего пространства.

34-37: Определяю категории предметов

Несмотря на то, что малыш классифицирует предметы и многое понимает, одновременно он переживает один из самых трудных периодов существования до года, ведь он впервые не доверяет окружающим его людям. Проявляется это через капризы, беспокойство, требовательность, нетерпеливость.

В это время не стоит запрещать общаться с миром – родители просто должны все контролировать, позволяя чаду экспериментировать в постижении мира. В это время важно не забывать о похвалах.

42-46: Мир последовательностей

Карапуз предпринимает попытки складывать и конструировать, совершать определенные действия в правильной очередности, разбрасывать вещи.

Он все чаще требует совместных занятий, ревнует и балуется. Родителям не нужно игнорировать детские желания – привлекайте чадо к домашним делам, приучайте к самостоятельности, например, кушать ложкой.

51-55: Планирую и решаю

Основной девиз младенца в это время – «Я знаю как». Ребенок действительно знает: находит свои решения задач, понимает суть действий, знает, как достичь желаемого разными путями.

На данном этапе отпрыск требует родительского внимания, его настроение отличается переменчивостью и капризами. Все чаще кроха злится при запретах. Поэтому лучший выход – сделать чадо своим маленьким помощником.

60-64: Я сам

Приближаясь к первому дню рождения, малыш все чаще начинает отстаивать собственные принципы. Ребенок уверенно орудует карандашом, показывает кувырки, подражает взрослым и дурачится. Все чаще отстаивает свои права, в частности, с помощью истерики или нытья, но при этом проявляет стремление к самостоятельности.

В этот период родители не должны мешать подрастающим наследникам. В случае агрессии целесообразно вести переговоры, объясняя границы дозволенного и понятия «можно» и «нельзя».

72-75: Систематизирую

Финальный этап взросления – это гибкость характера, формирование совести и осознание последствий собственных действий. Ребенок уже знает, что другие люди могут отличаться от него, понимает разницу между своим и чужим, отображает окружающий мир в рисунках.

Перед днем рождения ребенок очень возбудим и даже невыносим в своей настойчивости.

Родители должны обеспечить выход детской энергии:

  1. активно проводить время вместе;
  2. играть в шумные игры.

Максимально концентрируйте внимание на наклонностях и способностях ребенка, чтобы суметь их правильно реализовать. Обязательно поощряйте новые таланты, интересы и умения чада.

Почему важно знать периодах по возрасту?

Знать и уметь рассчитать и идентифицировать эти временные скачки можно и нужно. В кризисный период ребенок требует повышенного внимания и в то же время воспитательного воздействия от родителей. При этом необходимо предоставлять чаду, насколько это возможно, свободу действий.

Прочтите также:  Бескорыстие – нужно ли вам это качество

В этом периоде родителям нужно:

  • научиться договариваться с малышом;
  • предоставлять иллюзию выбора;
  • предоставлять самостоятельных решений или, проще говоря – выбор без выбора.

Таким образом, удастся правильно сформировать будущую личность.

Сделать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вы, как родитель, решаете, что на завтрак необходимо приготовить кашу, при этом предоставляете выбор вида крупы ребенку и т.д. Получается, что ребенок сам решает, что ему есть из предоставленного родителями выбора.

Такой трюк можно проделывать и с одеждой, и с игрушками, и с видами деятельности. Таким образом, вы убиваете двух зайцев – удовлетворяете потребность малыша в самостоятельности, а также формируете критическое мышление, которые поможет в будущем получить уверенного, мыслящего, интеллектуально подкованного человека с широким кругозором, а не закомплексованного социофоба.

Ошибки родителей

Главное, о чем часто забывают родители: даже беспомощному младенцу хочется познавать мир независимо и самостоятельно. Не нужно общаться одинаково с 9-месячным малышом, который уже многое умеет, и полуторамесячным ребенком, который едва появился на свет. Начинайте учитывать интересы и мнения «с пеленок», но не переусердствуйте.

Родителям, столкнувшимся с проявлениями первых кризисов новорожденных, не стоит:

  1. Срываться и нервничать, потому что эмоциональное состояние передается от родителей ребенку.

    Старайтесь быть спокойным и терпеливым по максимуму.

  2. Пускать проблему «на самотек», а-ля «сам перерастет». Уделяйте ребенку как можно больше времени и внимания – именно в нем ребенок нуждается особенно остро в любой период своего развития.
  3. Акцентировать внимание на стрессовом факторе, «клин клином вышибая». Отвлекайте ребенка, если видите, что приближается истерика.
  4. Давить родительским авторитетом, используя «метод кнута». Давайте малышу право выбора, а не ограничивайте его только потому что, на ваш взгляд, отпрыск не заслужил поблажек из-за баловства и выкриков.
  5. Молчать. Многие родители младенцев предпочитают обращаться с ребенком, как с куклой, мотивируя это тем, что в таком возрасте малыш еще «все равно ничего не понимает». Это в корне неправильное поведение: общайтесь с детьми, помогайте формулировать их мысли и потребности, даже при отсутствии речевых навыков.
  6. Усыплять внимание. В обязательном порядке следите за тем, чтобы потенциально опасные предметы были вне досягаемости малыша.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что в вопросе, как пережить кризис первого года, главный секрет успеха – запастись громадным терпением. Делайте все от вас зависящее, чтобы уделять чаду максимальное внимание.

Не стоит усугублять стрессовое состояние малыша криками и наказаниями. Все переходные этапы являются временными, тем более, новорожденные растут очень быстро. Помните: резкие изменения в поведении ребенка означают только одно – взросление. Это не баловство, а естественные физиологические процессы в формировании нового человека, целостной личности.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком