Тема кризиса 3 лет закономерно волнует не только родителей, но воспитателей, психологов, исследователей. Подробное рассмотрение данного вопроса целесообразно с точки зрения поиска наиболее оптимальных способов, методов сотрудничества с малышом в этот период.
Практическая значимость проблемы, в свою очередь, опирается на теоретические представления о причинах появления кризиса, его проявлениях, длительности, выраженности. Людмила Петрановская рассматривает данный вопрос через призму личных убеждений, а также опыта профессиональной деятельности.
Что говорит Людмила Петрановская о кризисе 3 лет у ребенка, расскажем далее.
Людмила Петрановская – российский психолог, педагог, публицист
Авторская трактовка проявления кризиса трех лет
Л. Петрановская считает, что психология детей в возрасте 3 лет – один из важнейших вопросов науки. Особенность этого возрастного этапа состоит в том, что тот ребёнок, к которому привыкли все домочадцы, вдруг кардинально меняется, начинает реагировать на всё иначе.
Важно понимать, что развитие малыша не может проходить планомерно и спокойно. Периоды «накопления» рано или поздно сменяются кризисами, которые, в свою очередь, способствуют переходу малыша на принципиально новую ступень развития.
Изменения могут и должны наблюдаться как на психологическом, так и физиологическом уровнях:
- В 3 года ребёнок перестаёт быть «круглым и милым», у него закономерно меняются пропорции тела. К этому возрасту он становится достаточно самостоятельным, чтобы ухаживать за собой без помощи взрослых.
- Трёхлетний ребёнок по внутреннему состоянию идентифицирует себя со взрослыми, предполагая, что может самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, делать всё, что заблагорассудится. Малыш не понимает, почему ему запрещают делать то, что делают взрослые. Если желание строго контролируется родителями, ребёнок обязательно его реализует, когда надзор ослабится.
- Упрямство малыша обусловлено его внутренним стремлением к способам отстаивания собственной позиции. Во время кризиса дети учатся уступать, соглашаться, находить компромисс, который устроил бы обе стороны конфликта, настаивать на наиболее важном, принципиальном до конца, а по итогу – сравнивать позитивные и негативные последствия выбранной тактики поведения.
Психологи проводили интересный эксперимент: спрашивали детей разного возраста, большие они или маленькие. Все трехлетки говорили, что они большие, а вот пятилетки заявляли, что они еще маленькие.
Все потому, что ребенок в три года искренне верит, что если он берёт в руки ёмкость и возит там палкой, то он точно так же варит суп, как и мама. А в пять лет дети уже могут сравнивать принцип, результаты работы.
Людмила Петрановская о кризисе трех лет у ребенка в видео:
Как долго может длиться этот период?
Кризис может начаться раньше положенного срока или пройти за рекордное количество времени – в каждом отдельном случае его специфика индивидуальна и зависит от нервной системы ребёнка.
Одни дети переживают кризис с 2 и вплоть до 4 лет, другие справляются с переходом на новую ступень развития за несколько месяцев.
Позитивные моменты для ребёнка и родителя
Негативные моменты
Ребенок не может отвлечься и не расстраиваться. Автор рассматривает вопрос об эмоциональной регуляции. Если малыш начинает испытывать определённое чувство, он не способен его контролировать, подавлять или скрывать.
Главная опасность для родителей состоит в том, что предугадать, когда ребёнок начнёт демонстрировать внутренние эмоции, и какими они будут, нельзя.
Сохранить самообладание в такие моменты бывает крайне сложно, как и ребёнку научиться управлять своими эмоциями. В эти моменты дискомфорт чувствуют все члены семьи.
Негативная ситуация развития в большей степени складывается благодаря взрослым. Постоянные крики, наказания, угрозы, неадекватные реакции на буквально невинные проступки создают постоянный психологический дискомфорт в сознании взрослого и ребёнка, который в дальнейшем обязательно будет придерживаться схожей позиции – непримиримой, необъективной, импульсивной.