Простые истины, которые улучшают жизнь

В наше время стало очень популярно заимствовать различные принципы и техники из восточной философии и соединять их с достижениями современной науки. Многие буддийские истины стали предметом тщательного рассмотрения сквозь призму психологии и способствовали созданию многих психологических техник. Например, некоторые направления современной когнитивно-поведенческой психотерапии основаны на понятиях «осознанности», принятия и ответственности, которые ранее рассматривалось в контексте буддизма.

Многие современные психологические «инновации» оказываются, на деле, лишь «хорошо забытым старым», традициями восточной философии, которые способствовали личностному развитию людей на протяжении веков. Однако предварительно эти самые восточные премудрости несколько трансформируются и поддаются переформулировке так, чтобы они соответствовали актуальным потребностям современного общества, отображали реалии нашего времени.

В данной статье мы рассмотрим некоторые принципы буддизма и попытаемся определить, как их можно использовать себе во благо в повседневной жизни.

Учение буддистов было оформлено в виде четырех основополагающих принципов, или «четырех истин»:

  1. Суть первой истины сводиться к тому, что извечным и неоспоримым спутником человека всегда было страдание. Такова уж суть человеческой жизни – страдать и разочаровываться.

Причин для разочарования человек может найти множество – разбитые мечты, неудачные отношения, нехватка денег и т.д. Однако, согласно буддистам, суть всех этих страданий и разочарований сводиться к одному и тому же – несоответствию ожиданиям и действительности, нежеланию принять тот факт, что мир изменчив и ничто не вечно. В изменчивости сама суть природы, но человек не желает принимать эту простую истину и потому страдает. Извечной проблемой человека является то, что он не желает отпускать счастливые моменты – как замечательно было бы заморозить моменты восторга и абсолютного удовлетворения жизнью, сделать их подобными мухе в янтаре… Но время течет песком сквозь пальцы и контролировать этот процесс человеку не под силу, что становиться предметом сильнейшего разочарования и неудовлетворенности жизнью.

Чтобы прекратить это постоянное страдание, согласно учению буддистов, человек не должен пытаться удерживать что-либо, будь то события, люди или собственные мысли. Все постоянное и стабильное является лишь иллюзией человеческого существования, и даже собственное «я» человека нельзя считать постоянным ведь личность изменчива, и в каждую новую минуту мы уже не те же люди, что были раньше.

  1. Во втором постулате буддизма подробнее раскрывается причина страдания – свойство человека «цепляться» за собственные иллюзии и «привязываться» к событиям, людям и к самой жизни. Человек пытается установить отношения с тем, что он считает устойчивым и постоянным, но со временем его постигает разочарование – открывается изменчивая природа всех явлений в этом мире, «иллюзия стабильности» рушится.
  2. Третья истина заключается в том, что можно прервать этот бесконечный круг человеческого разочарования, если достигнуть особого состояния «освобождения» (нирваны). Только таким образом человек может избавиться от собственных иллюзий, от убеждения в существовании неизменности и постоянства, для того, что бы пережить состояние единения со всем сущим.
  3. Четвертая же истина указывает путь достижения нирваны, избавления от страданий через состояние осознанности, равное удаления от противоположных крайностей и т.д.
Прочтите также:  Проблемы честности с собой: не говорите «все хорошо», когда «все плохо»

Конечно же, никто не ожидает, что современный среднестатистический житель планеты станет безоговорочно следовать этим принципам – именно поэтому многие идеи, заимствованные из восточной философии, несколько видоизменяются. В последнее время психологи стали разрабатывать и успешно интегрировать в психотерапевтическую практику два таких «буддийских» концепта – понятия осознанности и принятия.

Осознанность предполагает направление своего внимания исключительно на текущий момент, анализ своего теперешнего состояния (без отвлечения на мысли о прошлом или будущем) и безоценочное принятие настоящего.

Очень часто люди оказываются буквально «захвачены» собственными эмоциями – возмущением, гневом, грустью, и другими переживаниями, порождаемыми существующими расхождениями между желаемым и действительным. Позиция же осознанности позволяет освободиться из этих уз, перестать быть пленником собственных переживаний. Нет, это вовсе не означает отказ от чувств – чувства, даже негативные, остаются и могут время от времени переживаться человеком, но он не становится «захваченным» ими всецело, не погружается в бурную реку деструктивных мыслей и эмоций с головой, а начинает наблюдать за течением этой реки как будто со стороны. В состоянии осознанности человек занимает позицию стороннего наблюдателя, с мудростью готового принять и безоценочно осознать все происходящее и воспринимать жизнь во всей ее неповторимой полноте.

Принятие также является чрезвычайно важным принципом, помогающим поддерживать состояние внутренней гармонии.

Мышление человека на протяжении долгих тысячелетий действовало в режиме «проблеморешения»: есть определенная проблема, это очень плохо, эту проблему нужно срочно решить, а никаких других вариантов здесь нет и быть не может. Но жизнь сложна и неоднозначна, и проблему не всегда можно решить быстро. Зачастую эти проблемы вообще являются результатом наших «иллюзий», когнитивных ошибок, или попросту «плодом воображения». И вот человек начинает бороться с ветряными  мельницами своего сознания, а по пути приобретает психосоматические заболевания и неврозы. Концепт принятия помогает избежать эту изнурительную «внутреннюю битву»: необходимо принять себя и окружающую действительность, установить баланс между принятием и деятельностью и начать жить полноценной и счастливой жизнью.

Как использовать «простые истины» в жизни?

Все эти «восточные премудрости» можно оформить в виде несложных правил, соблюдение которых поможет стать более спокойным и уравновешенным, а также создаст мощный толчок для личностного развития:

  • Смириться с изменчивостью окружающей действительности и самого себя. Принять истину о том, что все проходит, что болезни и смерть тоже являются частью жизни, и что жизнь порой наполнена болью и страданием. Смириться со всем этим, а затем идти дальше по жизни, научиться ощущать счастье здесь и сейчас. И наслаждаться настоящим моментом.
  • Принять себя. Нет, это не значит, что надо отказаться от самосовершенствования. Просто перед тем, как начать идти вперед по жизни, нужно перестать отрицать себя настоящего. Необходимо принять себя настоящего, со всеми недостатками и шероховатостями, понимая при этом, что это все изменчиво, и что лишь мы сами являемся творцами своих жизней.
  • Нужно перестать пытаться удерживать что-либо, будь то события, люди или собственные мысли. Позволить себе плыть по течению времени. И стараться лишь, чтобы изменения себя и окружающего мира шли нам на пользу и помогали самореализации.
  • Начать создавать себя вместо самокопания и самопоиска. Мало лишь только принять себя настоящего – нужно осознать, что это состояние является лишь точкой на линии нашей жизни, и что человек постоянно меняется. А это значит, что можно не только понимать себя сейчас, но и создавать себя в будущем. Стать тем человеком, которым так хочется стать. И сделать это, не закусывая от напряжения удила, а просто живя, и ощущая удовольствие от настоящего момента.
Прочтите также:  Возраст и психология: стареть надо уметь
Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком