Ведущая деятельность

«Ведущая деятельность это всегда некий тандем между определенными видами деятельности и стадиями психического развития человека.»

                                                                                                                       Л. Выготский

Что такое ведущая деятельность

Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.

Ведущая деятельность  (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы  психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.

Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.

Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии

Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.

Теория деятельности это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).

Проще говоря, теория деятельности посвящена тому кто что делает, почему и как.

Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.

Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и

лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал

идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.

К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.

Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным,  а временным показателем и обладает рядом признаков:

Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.

Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.

Структура и виды ведущей деятельности

В дальнейшем, наряду с «Теорией деятельности», психологом А. Леонтьевым была разработана структура ведущей деятельности:

Выделяются следующие виды ведущей деятельности, различающиеся своими характерными особенностями и возрастной спецификой:

Прочтите также:  Питирим Сорокин: ключевые идеи, теории, краткая биография

Не исключены и нежелательные случаи перескакивания через определенные этапы, что, как правило, приводит к весьма негативным последствиям: неврозы, плохой адаптации, отсутствие интереса и любознательности к окружающему миру, а также к трудностям в установлении постоянных или длительных тёплых и доверительных отношений.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:

  • «ребенок социальный взрослый»

  • «ребенок социальный объект»

Д.Б. Эльконин утверждал, что в деятельности, относящейся к типу «ребенок социальный объект», существует различие между естественным и культурным (искусственным) действием, а механизм различения это специально организованное пробное действие с особым культурно сконструированным объектом.

В деятельности типа «ребенок социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.

Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.

С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:

  1. Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
  2. Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
  3. Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.

Деятельность делится на три этапа:

  1. Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:

Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.

  1. Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:

Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.

  1. Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло

Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

С наступлением младшего школьного возраста (7 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.

Прочтите также:  Как избавиться от тоски: 12 эффективных техник

В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.

В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности

Знание и понимание родителями законов возрастного развития детей, приводит к упрощению понимания и принятия того, что особую роль играют понятия ведущей деятельности и ведущего вида общения, так как они определяют развитие познавательных процессов у ребенка и формируют основные черты личности.

И хотя с изменением возраста ребенка ведущие виды общения и деятельности меняются, но увеличивается их разнообразие.

Кроме того, следует учитывать, что игра является ключевым видом деятельности практически на любом этапе и ее можно рассматривать и использовать как посредника, способствующего когнитивному развитию детей и выстраиванию отношений.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.

Игра это деятельность, в которой происходят наиболее важные изменения в развитии. По словам Выготского, игра имеет решающее значение и является неотъемлемой частью развивающего роста, потому что она помогает подготовить ребенка к следующему развивающему занятию школе.

Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.

В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.

Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.

Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.

Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:

  • Создает хорошее настроение.
  • Не ставит перед собой никаких целей.
  • Сюжет спонтанен и доброволен.
  • Вовлекает в активное участие.
  • Способствует развитию фантазии.

Некоторые виды лучших видов игры:

  • Песок черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.
  • Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.
  • Лепка укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.
  • Переодевание и ролевые игры переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.
  • Игровые персонажи и куклы персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.
  • Рисование позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.
  • Лего, мозаика, сортеры закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
  • Музыка, танцы, пение помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.
  • Бег, прыжки, лазание, качели – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.
  • Игры на природе полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.
  • Сенсорная игра это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.
  • Настольные игры в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.
  • Кулинария и воображаемая кулинария приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.
  • Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры. Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
  • Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.

В своих трудах Выготский поясняет, что игра это познавательное действие и аффективное действие, которые непосредственно способствуют развитию детей. Игра создает зону ближайшего развития, давая детям понимание ценностей и правил их социокультурного мира. Кроме того, игра помогает развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику, улучшать физическую форму, устанавливать социальные роли, строить союзы, улучшать навыки решения проблем и повышать физиологическое, эмоциональное и психологическое благополучие и устойчивость.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком