Проблема личности в психологии и педагогике, ведущая тема, которая затрагивает все сферы деятельности человека. Кроме того, данная тематика занимает центральное место в таких науках, как юридическое право, социология, философия и другие смежные учения. Понятие личности неоднозначно и многопланово, т.к. характеризует не только внутреннее состояние индивида, но также описывает социальные, биологические и психологические аспекты человеческой сущности. В связи, с чем проблема личности рассматривается учеными, как синтез сознательного и бессознательного, внутреннего и внешнего, с точки зрения индивидуальности и общности.
Актуальные проблемы исследования личности в психологии
Основные проблемы личности связаны с рядом вопросов, которые в современной психологии представлены, как три наиболее важные ситуации в познавании человека:
- Личность, как феномен индивидуальности, которая выражается в разнообразии эмоций, предпочтений, потребностей и характеристик. В гуманистической психологии существуют две теории этого феноменального явления:
• согласно первой теории многообразие и индивидуальность каждой личности сводится к обобщению по определенному критерию. Например, многие ученые зарубежной и отечественной психологии разрабатывают различные типологии, где критерием общности выступают темперамент, стиль поведения, тревожность, мотивация, лидерство и другие явления, которые выражают отдельную суть субъекта. Таким образом, психологии через изучение одного параметра пытаются выстроить и исследовать целый психологический портрет индивида.
• вторая точка зрения направлена на изучение личности, как объект взаимодействия с природой, обществом и другими системами. Такое исследование требуется в контексте обобщения и систематизации информации о субъекте, когда изучается индивид через общение с социумом. Так, немецкий ученый К. Левин, утверждал, что актуальные проблемы исследования личности в социальной психологии невозможны без окружающей среды, анализ не должен быть изолированным и направленным внутрь субъекта, значимость исследования возрастет, если изучать поступки и поведение человека через общение, и взаимодействие с обществом.