Кризис трех лет

О, этот страшный и ненавистный трехлетний кризис. У некоторых детей это практически незаметно. Они спокойные, терпеливые, уравновешенные люди Но есть и другие малыши, которым нужно заявить о своей личности, навязывать свои критерии, свои прихоти, свою волю или все это одновременно.

Этот возраст широко известен как возраст валяния на полу, гнева и истерик, возникает психологический кризис с поведенческими проявлениями, с которыми иногда бывает трудно справиться. Происходит чудесный процесс, когда малыш впервые начинает осознавать себя отличным от других. Именно поэтому он считается, кризисом негативизма, кризисом в развитии личности.

Хорошая новость в том, что этот кризис проходит, как и все кризисы. Плохая новость в том, что когда мы находимся в нем, нам кажется, что он не закончится никогда.

Почему происходит трехлетний кризис

К третьему дню рождения ребенок повзрослеет. Это время, когда в его мире будут преобладать фантазия и яркое воображение:

Маленькие исследователи Ребенок исследует все вокруг себя относительно автономно. Ему любопытно знать, почему все происходит, и когда он сталкивается с какими-то вопросами, ответы должны быть аргументированы простым, понятным и логичным образом, чтобы он научился диалогу.
Анатомические половые различия Этом возрасте у ребенка начинается то, что Зигмунд Фрейд называл «фаллической стадией», на которой он обнаруживает свои гениталии и связанные с ними ощущения, поэтому для них обычным явлением является прикосновение и открытое исследование друг друга. Это ключ к различию между полами и открытию связанных полов и ролей. Его интерес к тому, что отличает его от детей противоположного пола, мотивирован исключительно любопытством, и когда ребенок удовлетворен исследованием, то и девочки, и мальчики часто забывают об этом предмете.
Аффективные отношения Ребенок уже взаимодействует со своими братьями, сестрами и другими людьми в семье и на улице, которые становятся товарищами по играм, если они того же возраста. Таким образом, расширяется первичный аффективный круг ребенка. Они открыто выражают привязанность. Их легко разлучить с родителями. Они могут идентифицировать человека как мальчика или девочку. Но они до сих пор не до конца понимают разницу между полами.
Креативность Фантастическая деятельность посредством рассказывания историй или чтения историй способствует развитию их мышления. Это нормально, что иногда малыши путают реальность с фантазией.
Эгоцентризм Ребенок воспринимает мир только своими глазами. Он еще не может поставить себя на место других, и эта перспектива приобретается постепенно в процессе когнитивного созревания.
Социализация и эмоциональные достижения Этот этап способствует развитию социальных отношений. Они ведут себя более независимо. Кроме того, новые фигуры взрослых, координирующих сосуществование детей в садах, подталкивают их к следованию первым социальным нормам. Дети уже готовы обсуждать решения конфликтов. Заинтересованы в новых впечатлениях. Взаимодействуют с другими детьми. Играют в «дочки-матери» и все более изобретательны в фантазийных играх. Но часто не могут отличить фантазию от реальности. Они видят себя как целостную личность, включающую тело, разум и чувства.
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие) Они знают имя, возраст и пол. Они следуют инструкциям из 2–3 шагов, например «возьмите куклу и положите ее на кровать рядом с плюшевым мишкой». Они понимают понятие «двое». Они запоминают серию чисел вместо того, чтобы считать. То же самое и с алфавитом. Ребенок может произносить буквы по памяти, но может не узнавать написанное отдельно от других. Им нравится собирать пазлы и кубики, состоящие из 3 или 4 частей. Умеют классифицировать предметы по форме и цвету. У них активное воображение и богатая фантазия. Например, они могут представить, что их игрушки или мягкие игрушки могут разговаривать и играть с ними.
Развитие языка Они быстро учат новые слова. Большинство из них распознают и могут назвать общие объекты. Они используют слова во множественном числе, используют местоимения (я, ты, мой, мы, они) и используют полные предложения из 4–5 слов. Часто спрашивают «почему» и «что». Они понимают большую часть того, что слышат. Но до сих пор не могут полностью выразить свои чувства словами.
Контроль над физиологическими потребностями Им интересно научиться ходить в туалет. Многие остаются сухими, когда бодрствуют. Ребенка не следует ругать, если приучение к туалету откладывается или из-за незначительных несчастных случаев, поскольку он может чувствовать разочарование и неуверенность.
«Я не хочу!», «Мне!», «Мое!» Они понимают понятие «мое» и «твое». Иногда им может быть трудно делиться игрушками или конфликтовать, играя с другими. Это не эгоизм или дурной характер, ребенок ищет пределы его воли. Родители должны установить эти ограничения, даже если это может означать истерику.
Прочтите также:  Определение что такое схоластика

Гендерные особенности

Помимо того, что все дети разные, уже давно не секрет, что развитие мальчиков и девочек тоже происходит по-разному. Соответственно к кризису трех лет они тоже приходят на разном уровне развития, что стоит учитывать при выборе методов борьбы с трехлетним кризисом.

Девочки:

Мальчики:

Причины поведенческих нарушений

Трехлетний кризис – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих, т.е. кризис социальных отношений. И протекать он будет тяжело только в том случае, если взрослые будут сохранять прежний тип отношений: сдерживающий активность и самостоятельность детей. Среди причин нарушений в поведении ребёнка можно выделить основные:

  • Авторитаризм. Стремление взрослых устанавливать жесткие нормы, требование безусловного подчинения подавляет волю, самостоятельность малыша. Кризис протекает с реакциями бунта, открытого сопротивления родителям.
  • Гиперопека.  Чрезмерная родительская забота в условиях становления личности ребенка, возрастания самостоятельности становится причиной негативизма, строптивости, непослушания. Интенсивность гиперопеки напрямую коррелирует с продолжительностью, яркостью кризиса.
  • Состав семьи. При наличии братьев, сестер, участвующих в воспитании, кризис обычно протекает легче.
  • Темперамент. Интенсивность, устойчивость, легкость возникновения эмоциональных реакций отчасти определяются врожденными особенностями нервной системы. Конфликты провоцируют больший отклик у холериков, меланхоликов.
  • Состояние здоровья.  Болезненные дети и при неврологических заболеваниях дисбаланс процессов возбуждения-торможения проявляется большей эмоциональной неустойчивостью, гипертрофированностью кризисных проявлений.

Как трехлетний кризис проявляется в поведении

Как бы ни странно это звучало, но все проявления и симптомы кризиса 3 лет благотворно влияют на формирование «Я-системы» и роста личности. Потому что, когда перед человеком встает выбор – автоматически начинает работать мозг и неизбежно происходит развитие.

Симптомы кризиса:

  • Негативизм. Ребенок поступает или отвечает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
  • Строптивость. Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
  • Упрямство. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: Я так решил!.
  • Своеволие и гордость. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Безусловно, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Присмотритесь к малышу, и вы увидите гордость от собственной самостоятельности.
  • Протест-бунт. Именно бунтом и протестом отвечает малыш на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», Одень тапочки!).

    Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
  • Обесценивание. Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать грубыми словами).

    Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка, но не путайте с агрессией).
  • Деспотизм . Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть самому хозяином своей жизни и как следствие брать на себя ответственность за происходящее, а не быть ведомым другими людьми.

Сколько может длиться трехлетний кризис

Как ни один специалист не скажет, будет ли у вашего малыша трехлетний кризис и когда он начнется, так и нет однозначного ответа на то, когда он закончится. Это будет зависеть от многих факторов: воспитание ребенка, обстановки в доме и усилий родителей. В среднем к 3,5-4 годам этот период закончится. Но есть и те, у кого это длится до 5 лет.

Прочтите также:  Поколения Х, Y, Z по годам и новое поколение Альфа

Последствия

Важно помнить, что трехлетний кризис – это не болезнь. Его нельзя избежать или вылечить. Это обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности.

И хотя у него есть последствия, но они есть как отрицательные, так и положительные.

Главное делать все возможное, чтобы трехлетний кризис не стал затяжным, потому что затяжной кризис приводит к формированию истерических черт личности – симптомы становятся качествами характера ребенка.

Как пережить трехлетний кризис

У 3-летнего ребенка разочарование, которое теперь переросло в агрессию, у папы разочарование от того, что он не знает, как это остановить, а мама разочарована тем, что пытается контролировать 3-летнего ребенка и взаимодействовать своим мужем.

Разочарование возникает, когда человек не может изменить то, что ему не нравится. Это также нормально, как дыхание, и у детей может быть так же часто.

Взрослые из-за того, что у нас достаточно зрелый мозг, находят как здоровые, так и нездоровые способы справиться со стрессом, но трехлетние дети так не могут. Их мозг слишком молод, слишком мал, слишком незрел. Ваш ребенок переживает и реагирует на свое разочарование в режиме реального времени. Он не может это контролировать. Так что перестаньте ожидать, что он в одночасье перестанет пинаться, драться, плеваться и гневаться.

Когда вы хотите, чтобы все это прекратилось, и прилагаете усилия в этом направлении, у вас растет разочарование. Подумайте об этом: если в вас что-то бурлит, и вы кричите, плачете и бьетесь о подушку, вам становится легче. Атакующая энергия покинула систему.

Если бы к вам кто-то приходил и все время говорил: «Нет. Сожалею. Вы не можете злиться. Вы не можете действовать злобно. Вы должны вести себя хорошо. Вы должны это контролировать. Прекрати». Произойдут две вещи: вы на какое-то время нападете на него, а потом, в конце концов, перестанете проявлять какие-либо эмоции. Мозг отключил бы чувства. И хотя это было бы удобно, это очень вредно для здоровья.

Попробуйте другую тактику:

  • Позвольте атакующей энергии двигаться. Батуты, рвущаяся бумага, удары по подушкам, топанье или бросание мягких игрушек или мячей все, что безопасно.
  • Перестаньте говорить ему: «Больно, когда ты бьешь». Перестаньте много болтать. И если он не причиняет серьезного вреда другим людям или дому, не тащите его каждый раз в угол. Все эти разговоры и волочение на самом деле вызывают у вас еще большее разочарование, и ваш малыш может почувствовать ваш настрой. Он расстроен, вы расстроены, ему становится хуже, вам становится хуже. Меньше сосредотачивайтесь на его контроле и больше на сдерживании себя. Не забывайте дышать (сосчитайте до трех на выдохе) и займитесь чем-нибудь другим, оставаясь рядом.
  • Противоположность. Когда он делает противоположное тому, что вы говорите, это на трехлетнем языке: «Я не чувствую связи с вами». Небольшое противодействие совершенно нормально для трехлетних детей. Когда 3-летний ребенок не в оппозиции, то дома происходит что-то нездоровое. Но если происходит хроническое противодействие, то это проблемы с привязанностью. Нужно сильнее сосредоточиться на хорошем, когда ваша семья спокойна и счастлива. В моменты, когда он кричит: «НЕТ!» перестаньте задавать вопросы или требовать, а просто двигайте ситуацию дальше:  откажитесь от ванны и уложите его в постель или не заставляйте ужинать. Вы не можете добиться успеха с трехлетним ребенком, когда на сцену вошли принуждение, толкание, подкуп, наказание и угрозы.
  • Когда в семье царит мир, больше общайтесь с ребенком. Дайте ему понять, что независимо от того, что он плюет, пинает или бьет, мама и папа его любят. Скажите ему, что вы понимаете его желание ударить. Дайте ему понять, что вы понимаете, что жизнь расстраивает и может рассердить всех. Читайте с ним книги, которые поддерживают волнующие чувства. Прежде всего, покажите, что вы можете справиться с этими сильными эмоциями вместе.
  • Лучше заботьтесь о себе. Получите дополнительную поддержку, если можете себе это позволить. Больше видеть своих друзей. Спланируйте отпуск. Смотри комедии. Убедитесь, что ваш сон, упражнения и еда в норме. Общайтесь со своим супругом, чтобы поддерживать друг друга. Вы не можете дать то, чего у вас нет, поэтому вам нужно безопасное место, чтобы излить все свои сильные эмоции. Это непросто. Будьте честны с собой и получайте поддержку. Вы этого заслуживаете и нуждаетесь в этом.
Прочтите также:  Какие вопросы задать парню или девушке на первом свидании

Как реагировать на детскую истерику

В истериках дети проявляют чувство разочарования, гнев, страх или печаль. Типичное поведение вашего ребенка во время истерики крик, плач, удары ногами, бросок игрушкой или падение на пол.

Ваш малыш часто использует этот тип поведения, чтобы привлечь ваше внимание, протестовать против того, что вы у него отняли, или чтобы сбежать из ситуации, которая ему не нравится:

  • Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы определить в первую очередь возможную причину истерики:  разочарование, что-то, что было утеряно, гнев, голод, сонливость или, точнее, это просто манипуляции.
  • Отнесите его в безопасное место. Обнимите его, возьмите на руки и унесите из того места, где началась истерика. Этот метод известен как «тайм-аут». Дайте ему понять, что он будет там до тех пор, пока не почувствует себя спокойнее.
  • Как только вы заметите, что его состояние спокойное, похвалите его. Воспользуйтесь возможностью, чтобы описать чувство благополучия, которое вы испытываете в данный момент. Скажите ему: «Ты был очень зол и тебе стало плохо, теперь ты спокоен, тебе лучше, правда? Все прошло».
  • Поговорите с ним, пока он хватает воздух. Это способ научить его ценностям, потому что вы показываете, что понимаете его раздражение, но обращаете внимание только тогда, когда они успокаиваются. Это помогает детям различать свои чувства и эмоции во время и после истерики. Со временем он научится выражать свое разочарование.
  • Дисциплина. Дисциплина с любовью включает в себя сохранение спокойствия при разговоре с малышом, иначе все, включая детей и родителей, вступят в борьбу за власть. Малыши прибегают к всевозможным истерикам, чтобы привлечь внимание окружающих.
  • Голос. Говорите мягким голосом и покажите ребенку, что вы не позволите его поведению повлиять на вас. Вы останетесь расслабленными. Если вы кричите, то и он кричит.
  • Не позволяйте манипулировать собой. Не всегда давайте своему ребенку то, о чем он просит.
  • Пусть он кричит и плачет в безопасном месте. Он устанет и успокоится.
  • Имейте терпение и настойчивость. Не подвергайте ребенка физическим нападениям с вашей стороны. Если это приходит вам в голову, сделайте вдох и вернитесь позже.
  • Договоритесь со своей няней, чтобы справиться с истериками с помощью той же техники, которую вы используете. Если вы, как и его мама и папа, что-то решаете, а другой взрослый это отменяет, ребенок поймет, что он не сможет устроить с вами «спектакль».

Когда требуется помощь психолога

Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля и уже не уверены, что способны сами справиться с этим кризисом – не стоит ждать, пора обращаться за помощью и для вас в том числе.

Cтоит поговорить с психологом, если:

  • Вы часто сердитесь или теряете контроль, когда реагируете на истерику.
  • Истерики вызывают много плохих чувств и мыслей между вами и вашим ребенком.
  • У вас есть вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
  • Истерики становятся более частыми, интенсивными или длятся дольше.
  • Ваш ребенок часто причиняет вред себе или другим.
  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточится, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

Найдите способы помочь своему ребенку «попрактиковаться» в самоконтроле.

Ежедневно бывает много моментов, когда вы можете научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие очередности, отлично подходят для тренировки ожидания и обмена мнениями.

Каждый ребенок выражает трехлетний кризис по-своему, некоторые более интенсивно, чем другие. Что мы должны знать, так это то, что это нормальный период и значительный психологический рост. Взрослые должны опробовать методы, которые наиболее эффективны в каждом конкретном случае, чтобы справиться с этим. В противном случае то, что было временными проявлениями кризиса, можно определить как психологические характеристики с тенденцией к стабильности, и это подорвало бы психологическое благополучие наших детей и всей семьи.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком