Творческий подход. Роль креативности в психотерапии

Творческий подход важен в любом деле. Именно благодаря творчеству создаются новые и эффективные методы работы. Это касается и психотерапии, достаточно сложной деятельности, в которой креативность занимает одно из ключевых мест, наряду с профессионализмом. Все больше и больше людей убеждаются, что психотерапевт – очень нужная и важная профессия. Но далеко не все имеют какое-либо представление о сути его работы. Ведь кто такой психотерапевт? Загадочный бородатый мужчина с сигарой, или женщина с глубоким взглядом, которая как будто читает вас изнутри? Все это – стереотипные представления. На самом деле, психотерапевт – такой же человек, как и все другие. У него тоже есть свои слабости и то, чего он не знает. Он может решить далеко не все проблемы и, как и все вокруг, имеет право на ошибку. Единственное, что отличает психотерапевта от его клиента в их совместной работе – понимание того, что обыкновенные человеческие недостатки не нужно осуждать, а ошибаться – это нормально. Именно за этим безграничным принятием, пониманием и знанием человеческой натуры люди и идут к специалистам психотерапевтического профиля. Не нужно даже предполагать, что психотерапевт точно знает, как решить все ваши проблемы. Но он знает, как помочь вам найти ответы на свои вопросы, как размотать хаотичный клубок мыслей в вашей голове и провести вас по пути к желаемых изменений.

Развитие творческого подхода

Каждый случай глубоко уникален, поэтому в психотерапии важно развитие творческого подхода, чтобы подобрать индивидуальный метод работы с каждым. Именно креативность и творчество имеют большое значение в работе психотерапевта. Но часто бывает так, что специалист очень зажат, он боится или не умеет проявить свое творчество, что неизменно сказывается на качестве его работы. Сегодня мы поговорим о том, что же блокирует творчество психотерапевта.

Глобально, есть две основные причины, которые превращают психотерапевта из адаптивного и креативного в застревающего и однообразного. Во-первых, это слишком сильная концентрация на теории и формальной стороне психотерапии. Специалист пытается сделать все так, как написано в учебнике. Безусловно, психотерапия в основе своей базируется на твердой теоретической основе. У каждого специалиста в первую очередь должна быть хорошая теоретическая подготовка, на которой основываются методы определенной школы, в рамках которой он работает. Не так важно, что это: гештальт-терапия, какое-либо гуманистическое направление или когнитивно-поведенческая терапия, но теоретическая база, основы должны быть. Проблемы начинаются тогда, когда специалист боится хоть немного выйти за рамки и подстроить теорию под конкретного человека. Вместо этого он подстраивает человека под теорию. При всем уважении к науке, мы работаем с людьми, а не с машинами. Поэтому нужно быть немного более адаптивными и податливыми, там, где это возможно.

Прочтите также:  Возраст личности: как не состариться раньше срока

Вторая причина низкой креативности некоторых психотерапевтов в том, что они чересчур ориентированы на научную деятельность и исследовательскую работу, а не на практическую составляющую психотерапевтической помощи. Представление о настоящих научных авторитетах, которое может быть очень далеко от объективной реальности, часто мешает начинающим психотерапевтам: они считают себя серьезными учеными, которые ориентированы на исследования, поэтому им не к лицу проявлять креативность. По их мнению, наука и творчество не совместимы, ведь настоящий ученый должен быть дисциплинированным, твердым и рациональным. Но это заблуждение. Достаточно вспомнить, что большинство именитых ученых были еще теми чудаками. Эйнштейн не расчесывался и не носил носки; Тьюринг ездил на велосипеде в противогазе; Фуллер носил три пары часов, настроенных на разные временные зоны, и спал по два часа в день. Все эти люди внесли неоценимый вклад в разные области науки. Важно понимать, что успешная научная деятельность связана в первую очередь с креативностью и творческим подходом. К примеру, Майкл Фарадей, который был признан лучшим экспериментатором в истории науки, имел очень скромное образование и слабо владел математикой. Все свои открытия он совершил благодаря необычному подходу к организации экспериментов.

У второй причины низкой креативности есть и другая грань. Если для психотерапевта креативность не кажется чем-то недопустимым, он может воспринимать ее как уникальный дар, доступный лишь избранным. Но это совсем не так. Все мы от природы имеем большой творческий потенциал. Но особенности воспитания и мировоззрения, заложенного в нас, могут создавать некоторые блоки креативности, которые мешают нам ее проявлять. Давайте же рассмотрим, что это за блоки.

Творческий подход к деятельности

Творческий подход к деятельности очень ценится в современном мире. Но самое главное, что сдерживает творческий подход – страх неудачи. И это касается всех сфер жизни, а не только психотерапии. Намного удобнее и безопаснее оставаться в насиженной зоне комфорта, чтобы избежать возможного стыда от неудачи. Психотерапевт, который выбирает свою безопасность, выполняет, скорее, поддерживающую функцию по отношению к пациенту, а не ведет к каким-либо качественным изменениям.

После определенного возраста люди надевают маску взрослого человека, которому чужды игры и несерьезность. Они боятся показаться глупыми и инфантильными. На самом деле, они страдают от собственного решения заблокировать внутреннего ребенка, ведь из-за этого нужно постоянно следить за своим поведением и пресекать любые порывы повеселиться. Такие психотерапевты выглядят суровыми и не допускают юмора в своей работе. Для них есть только один правильный подход в лечении, которого они неукоснительно придерживаются.

Прочтите также:  Жизненная энергия: где взять силы для успеха?

Еще одна причина блокировки творческих порывов – сверхуверенность. Чтобы не ударить в грязь лицом, психотерапевт предпочитает держаться за одну свою любимую школу психотерапии и ограниченный набор техник, в которых он действительно ориентируется. Для него это намного важнее, чем комфорт и потребности клиентов и пациентов. Внедрение чужого опыта и новых техник в свою размеренную работу, и тем более адаптация существующих техник под конкретного человека, кажутся для него ночным кошмаром.

Почему мы иногда бросаем начатое дело или не осмеливаемся как-то изменить свою жизнь? Из-за страха фрустрации. Мы боимся столкновения с неудачей, возможных трудностей и дискомфорта, который неизбежно возникает на любом пути. Психотерапевты с блокированной креативностью обычно избегают всех тем, в которых они не чувствуют себя первоклассными специалистами. Если при работе с сексуальностью специалист ощущает дискомфорт, он обязательно будет направлять процесс в иную сторону, склоняя клиента к тем сферам, где он чувствует себя увереннее. При этом психотерапевт никогда не признается, что избегает фрустрации именно в сфере сексуальности (либо какой-то другой сферы, от которой он уклоняется в работе).

Творческий подход к работе

Традиции – это хорошо. Но не следует забывать и о творческом подходе к работе. Ведь излишний традиционализм может мешать как в работе, так и в жизни. Проблемой психотерапевта может стать слишком сильная приверженность традициям и классическому методу. В такой творческой профессии, как психотерапевт, работы и опыт классических авторов могут стать хорошим подспорьем, но никак не инструкцией к ежедневному применению. Нужно быть естественным, самим собой, что бы и вам было комфортно наедине с собой, и клиенту с вами.

Большинство психотерапевтов переживают за результат своей работы. Они хотят увидеть четкую измеримую цель, к которой они вместе с клиентом идут. Поэтому чаще всего ориентируются на практическую сторону работы, конкретную ситуацию, при этом совершенно игнорируя более тонкие составляющие терапевтического процесса, такие, как мечты и фантазии клиента. Не нужно пренебрегать ими, ведь они являются неотъемлемой частью человека и могут стать ценным ресурсом в работе.

Неизвестное всегда пугает. Поэтому все мы стремимся к наиболее простым и понятным ситуациям, в которых можно просчитать успех и учесть риски. Мы чувствуем себя уверенно, когда решаем проблемы уже не раз использованным методом, который имеет вполне предсказуемый результат. Так и терапевты предпочитают применять те техники, с которыми они уже хорошо знакомы и которые не вызывают лишних вопросов. Но если специалист не боится экспериментировать в своей работе, у него есть шанс попасть на совершенно новую территорию, оказать намного более эффективную и важную помощь своему клиенту. Но, в то же время, есть риск столкнуться с тем, в чем он неуверенно себя чувствует, чего боится. Эта перспектива пугает. Вместо того, чтобы использовать эффективную технику, о которой читал или узнал от коллег, психотерапевт остается в рамках своего опыта, который его сковывает. Впрочем, все мы так делаем.

Прочтите также:  Муки совести после потери близких

Принцип творческого подхода

Принцип творческого подхода в том, чтобы обладать максимально широкими познаниями в своей профессиональной сфере и не боятся создавать что-то новое на основе уже изученного. К примеру, далеко не все психотерапевты знают, что делать с эмоциями клиента. Когда человек в кабинете начинает плакать или кричать, такой специалист становится словно парализованным, ведь он не обучался методам работы с чувствами, их усилением, углублением или наоборот – сглаживанием. Но почему? Ведь эти знания общедоступны и ими можно без труда овладеть, тем более, человеку с соответствующим образованием. А не сделал он этого потому, что ему не комфортно работать с переживаниями другого человека, психотерапевт может чувствовать себя не на своей территории, когда рядом кто-то проявляет сильные эмоции. И отсутствие навыков работы с такими ситуациями – довольно большое упущение, что понижает уровень специалиста.

Еще один распространенный блок творческого подхода в психотерапии – спешка. Когда психотерапевт хочет как можно скорее увидеть результат своей работы, максимально приблизиться к разрешению ситуации, если у него есть желание скакать галопом к изменениям, даже не поинтересовавшись перед тем желанием клиента. Следует понимать, что работа психотерапевта во многом состоит в том, чтобы лишь посадить семечко будущих изменений и поливать его на сеансах. Оно обязательно проклюнется, нужно лишь набраться терпения и спокойно дать ему вызреть.

Почему-то некоторые психотерапевты забывают о том, что работают с человеком, а не с машиной. В связи с этим они ограничиваются рациональной и вербальной стороной своей работы. Используют лишь часть своих сенсорных возможностей для налаживания контакта с клиентом. Для таких специалистов почти невозможно заметить, что сегодня человек сидит чуть более сутуло, чем в прошлый раз, или что у него прерывистое дыхание. Лишь формальные вопросы и проверенные техники – вот и все, что составляет суть работы таких психотерапевтов. Ни о каком творчестве здесь и речи быть не может.

Вот мы и рассмотрели основные причины блокировки творческих способностей психотерапевтов. Во всех них есть одна общая хорошая черта – их можно исправить. Нужно лишь приложить усилия, главное, чтобы было желание.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком