Манипуляции людьми. Приемы манипулятора

Манипуляциями в психологии принято называть тип взаимодействия между людьми, при котором один из участников стремится изменить поведение или восприятие других за счет использования скрытых, обманных или насильственных приемов. Манипуляции в большинстве случаев относятся к социально неодобряемым формам поведения, хотя встречаются исключения: например, при расследовании преступлений или в медицинской практике.

Способы достижения цели путем манипуляции другими людьми

Манипуляции по теории Е. Л. Доценко – это один из пяти возможных типов социального взаимодействия между людьми (доминирование, манипулирование, соперничество, сотрудничество, партнерство).

Манипуляции некорректно относить к однозначно отрицательным тактикам достижения цели, поскольку в том или ином виде они практически всегда присутствуют в человеческом общении. Но в некоторых случаях «злостные» манипуляции становятся основой взаимодействия – тогда они доставляют жертве подлинные эмоциональные страдания.

Ситуация осложняется, если избежать общения с манипулятором трудно: например, в служебной деятельности или в семье.

Манипулятор заставляет человека действовать не по своей, а по навязанной извне воле, и применяет целый арсенал тонких и изощренных приемов. Со временем у жертвы нарастает раздражение, она начинает обороняться, но психологически манипулятор находится в более выигрышном положении, поскольку гораздо меньше «рефлексирует».

Нередко у «отпетого» манипулятора присутствуют признаки нарциссического или диссоциального (психопатического) расстройства личности. Такие люди не способны к другим методам социального взаимодействия. «Взывать к совести» манипулятора бесполезно – они не испытывают чувства вины и не обучаются более равноправному сотрудничеству на собственном опыте, в том числе и на негативном.

Нередко единственной тактикой спасения от манипулятора становится полное прекращение общения или перевод его в строго формальные рамки, которые придется постоянно и решительно защищать.

Способы манипуляции людьми

Приведем несколько самых распространенных приемов, которыми люди, склонные к манипуляциям, пользуются наиболее часто. Эти способы описал и систематизировал Джордж Саймон, психолог, который более 25-лет изучал манипуляторов и их жертв.

Прочтите также:  Любовные отношения мужчины и женщины: проблема разочарования

Важно понимать, что приведенные приемы манипуляции – это не полный список. Психологический манипулятор использует и другие методы для того, чтобы одурачить свою жертву и принудить ее действовать в своих интересах.

1.      Преуменьшение собственной вины

Агрессор (а манипуляция – это вид агрессивного поведения) всегда найдет способ доказать, что его действия совсем не так пагубны, безответственны и жестоки, как вам кажется. Он будет повторять, что вы преувеличиваете нанесенный вам вред или неправильно реагируете на его поступки.

2.      Обман

Ложь, которую использует манипулятор – это оружие не защиты, а нападения. Он будет безо всякого стеснения «перекручивать» факты, умалчивать о чем-то важном, умышленно запутывать информацию – и не даст вам никакого шанса доказать свою точку зрения.

3.      Отрицание

Манипулятор будет отказываться хотя бы частично признать свою вину в действиях, которые причинили вам вред или боль. У него найдутся оправдания для любого своего агрессивного действия, а вас он обвинит в несправедливости.

4.      Избирательное внимание и невнимание

Человек, строящий социальное взаимодействие на базе манипулирования другими, искуссно уклоняется от ваших попыток заставить его сконцентрироваться на фактах его агрессивного поведения. «Не хочу ничего об этом слышать!» — заявляет он и продолжает действовать по своему шаблону.

5.      Ложная рационализация

Подбирая аргументы в пользу своего вредоносного поведения, манипулятор старается убедить вас, что его действия полностью оправданы даже с учетом нанесенного вам вреда. Часть этих рассуждений вполне может быть разумными, что, кстати, помогает манипулятору защищаться не только от вас, но и от угрызений собственной совести.

6.      Уклонение

Перескакивание с темы на тему, уточнение деталей, прерывание общения – манипулятору годятся любые способы, лишь бы не дать вам продолжить разговор в неприятном для него русле.

7.      Увиливание

Этот прием похож на предыдущий. Агрессор не будет давать четкого и определенного ответа на прямо заданный вопрос, и вам будет бесконечно трудно «загнать его в угол».

8.      Завуалированная угроза

Манипулятор находит болезненные точки и угрожает тонко, косвенно и завуалированно. Состояние смутной тревоги обезоруживает жертву.

Прочтите также:  Релаксация души: лучшие техники для расслабления

9.      Апелляция к чувству вины

Это – разновидность угрозы, позволяющее манипулятору загнать добропорядочного человека себе в подчинение. Призывы к жертвам во имя общего дела или намеки на свое бедственное положение – это и есть провоцирование вины.

10.  Обольщение

Лесть, сочувствие, имитация внимания к вашим потребностям и готовности к помощи – все это может быть не проявлением истинных чувств, а лишь способом подкрепить эмоциональное воздействие положительным сигналом, если вы вынуждены общаться с манипулятором.

Это – далеко не все приемы, которые помогают манипулятору подчинить себе жертву. К этому списку нужно добавить: укоризну, исполнение роли жертвы, очернение, маскировку под служение, проецирование вины, имитацию неосведомленности или некомпетентности, вспышки гнева и так далее…

Психология манипуляции людьми

Исследователи выделяют разные характериологические особенности, которые повышают риск стать жертвой манипуляции. Некоторые их этих черт:

повышенная потребность в признании и одобрении

страх перед отрицательными эмоциями

недостаточная уверенность в себе

эмоциональная зависимость

отсутствие понимания собственных границ

доверчивость

альтруистичность

Манипуляции людьми. Психологические хитрости

Воспитывать другого человека – неэффективное занятие, особенно, если речь идет о человеке, который предпочитает манипуляции другим формам социального взаимодействия.  Мы способны повлиять только на себя: на выбор своего способа эмоционального реагирования и на свои поступки.

Психологи рекомендуют в первую очередь отбросить идею о том, что заставить манипулятора «расплатиться» за причиненный ущерб или изменить свое поведение будет справедливо. Возможно, это и справедливо, но практически невозможно. Если вашей целью будет минимизация ущерба, то шансы на успех будут значительно выше.

Джордж Саймон предлагает такие инструменты для облегчения общения с манипулятором, если вы не можете от него уклониться:

не принимайте никаких оправданий и отказывайтесь их выслушивать под любым предлогом

не утруждайте себя попыткой найти уважительные причины для тех или иных поступков манипулятора, оценивайте только их последствия

четко очертите поведенческие рамки и не стесняйтесь указывать на них, когда агрессор попытается их нарушить

формулируйте свои требования ко взаимодействию максимально конкретно

используйте метод «Я-сообщений»

Прочтите также:  Психологические типы: как повысить эффективность деятельности?

уступайте в мелочах, но сохраняйте позицию в важных для вас вопросах

Нужно ли бороться с манипуляциями

Практически все люди используют манипулятивные приемы, в том числе и неосознанно.

Манипулятором можно назвать того человека, для кого этот тип поведения является преобладающим. Если в общении вы постоянно чувствуете свою вину, тревогу, раздражение, невозможность договориться – то, скорее всего, вы встретились с манипулятором.

Ваша задача – перестать быть жертвой, а, значит, бороться придется в первую очередь с самим собой. Если вы не справляетесь или не можете разобраться со своими реакциями, то нужно  прекращать взаимодействие или обратиться за помощью к квалифицированному психологу. К-сожалению, даже самый лучший специалист – не волшебник и не всегда способен помочь победить манипулятора, но с его помощью вы можете «вывернуться» из роли жертвы.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком