Самое главное о психологии детства

Детская психология — раздел психологической науки, изучающий особенности детского возраста, закономерности развития психики ребенка, взаимосвязь его эмоциональной и когнитивной сферы. Психология детского возраста помогает найти ответы на вопросы, касающиеся проблем, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги в разные периоды развития.

Что изучает детская психология

Психология ребенка особое внимание уделяет закономерностям формирования детской психики, а также механизмам и движущим силам, которые оказывают влияние на этот процесс. В рамках детской психологии проводится анализ разной трактовки происхождения, функций психики, факторов, которые влияют на нее. Особое внимание уделяется тому, как психика изменяется по мере взросления, обучения и общения ребенка с другими людьми, как она отражается на его поведении.

В качестве основных задач детской психологии рассматривается:

  • проявление общих закономерностей формирования психики в индивидуальном развитии;
  • разделение онтогенетического развития на возрастные периоды;
  • понимание факторов, способствующих и препятствующих переходу от одного периода к следующему;
  • объяснение и подтверждение норм развития с точки зрения науки;
  • понимание факторов, по которым определяется зрелость личности;
  • понимание потребностей и потенциальных возможностей, которые возникают в разные периоды развития ребенка;
  • диагностика ресурсов психики и прогнозирование процесса развития при определенных условиях. 

Смежные с детской психологией науки — общая психология, нейропсихология, педагогика, анатомия и физиология. 

Обучение детей с точки зрения психологии

В психологии имеются разные взгляды и теории, касающиеся взаимосвязи психического развития и воспитания, обучения. Так, Ж. Пиаже рассматривал психическое развитие, как процесс дозревания, а обучение — процесс использования и тренировки навыков, возникающих при созревании.

Л.С.Выготский не соглашался с таким видением психологии для детей и считал, что такое обучение отстает от процесса развития и мало что дает психическому развитию ребенка. 

Классики советской психологии П. Блонский, Л.Выготский, Я. Гельперин, О. Лурия, Д.Эльконин, Г. Костюк и другие в своих работах сформулировали систему научных взглядов на психическое развитие. Оно является с самого начала опосредованным, организованным и систематизированным воспитанием и обучением. 

Выготский утверждал, что обучение должно быть нацелено не на вчерашний день, а на будущее в развитии ребенка. Только при таком условии оно будет движущей силой психического развития. 

Ученым было введено специальное понятие “зона ближайшего развития”. Оно отображает внутреннюю связь между обучением и психическим развитием индивида.

Смысл понятия заключается в том, что на каждом этапе своего развития ребенок может справиться с определенными задачами только под руководством взрослых или вместе с более развитыми детьми. Позже задачи он будет выполнять самостоятельно, но способность к этому формируется при совместной деятельностью процессе обучения. Его актуальное содержание, формы и методы заключаются именно в “зоне ближайшего развития”. 

Развитие ощущений и восприятия

Знания об окружающем мире ребенок приобретает в ходе чувственного и логического знакомства с действительностью через процесс ощущения, восприятия, а позже мышления. Познавательная деятельность всегда начинается с чувственного отражения мира через ощущение и восприятие.

Ощущение направлено на отражение свойств предметов, которые воздействуют непосредственно на орган зрения, слуха, осязание, обоняние, вкусовые и другие рецепторы. В ощущениях человеку открываются цвета, запахи, вкусы, он чувствует тепло или холод. Ощущения информируют об изменениях, происходящих в теле — человек чувствует нарушения в работе отдельных органов, понимает, что положение его тела изменилось. 

Восприятие отражает внешний мир более целостно через непосредственное влияние раздражителей на органы чувств. Когда ребенок находится в окружении привычных вещей, у него формируется их целостный образ. Он видит вещи, касается их, слышит их запах, звучание, может описать. 

Развитие восприятия и ощущений начинается с первых дней жизни. Сенсорные способности становятся базой для дальнейшего формирования психики и познавательной сферы. 

Восприятие предметов, любых явлений, с которыми сталкивается ребенок, закладывает основу для познания. А развитие сенсорики помогает овладеть не только знаниями о свойствах предметов, но и заложить базу для развития эстетических ценностей.

Уже в 3-4 летнем возрасте дети хорошо знакомы с сенсорными эталонами. Они различают и могут назвать основные цвета, геометрические фигуры, различают величины. 

Развитие ощущения и восприятия направлено не только на знакомство с эталонами, но и на действия по использованию эталонов (их называют перцептивными). Эти действия носят ориентировочный характер и применяются для обследования объектов. 

Например, если малышу нужно засунуть форму в сортер, то он сначала внимательно разглядывает ее, оценивает размер предмета и отверстия, сопоставляет их между собой, и только потом приступает к делу. 

У самых маленьких восприятие предметов происходит через прикосновение и ощупывание, оценку вкусовых качеств, слежение взглядом. Постепенно способность к восприятию совершенствуется, ребенок научается оценивать характеристики предметов на внутреннем уровне (в уме). 

В основе понимания детской психологии лежат знания об особенностях восприятия:

  • у детей чувственное восприятие доминирует над абстрактным;
  • кортикальные центры высоко возбудимы — это связано с особенностью обменных процессов и кровообращения в головном мозге;
  • реальные и фантастические образы тесно переплетены;
  • воспринятое недостаточно отчетливо;
  • наблюдается высокая степень внушаемости и способности к самовнушению, склонность фантазировать, легко создавать иллюзии.

Дети склонны к фантастической интерпретации информации в соответствии со своими опасениями и желаниями. 

Развитие эмпатии и чувственности в детском возрасте

По мере взросления развивается детская психика, в ней появляются новые компоненты. 

Прочтите также:  Солипсизм. Направление и трактовка в философии

Эмпатия — умение понимать свои и эмоции других людей, сопереживать им. Эта способность не является врожденной, а формируется при взаимодействии с другими. 

Многочисленные исследования эмоциональной сферы детей показывают, что зачатки эмпатии имеются уже в раннем детстве. Так, уже в первые дни жизни новорожденные начинают вести себя беспокойно, если слышат плач других детей. Исследователи считают такую реакцию предвестником эмпатии.

В полугодовалом возрасте малыши реагируют на волнение родителей или других близких людей так, словно что-то нарушает их собственный покой. Они плачут, если рядом другой ребенок заливается слезами. 

В годовалом возрасте возникает такое новообразование, как моторная мимикрия — физическая имитация определенного страдания ребенком, который сам его не испытывает. В возрасте около двух с половиной лет у детей моторная мимикрия постепенно исчезает. Они начинают понимать, что происходит с другими людьми. 

На этом этапе развития у малышей возникают отличия в общей чувствительности к эмоциональному дискомфорту других. Одни дети остро чувствуют его, другие не обращают внимания. В большинстве случаев разница в эмпатичном (или неэмпатичном) поведении детей зависит от родительского стиля воспитания. 

Более эмпатичными в большинстве случаев оказываются дети, чьи родители обращают внимание на то, какое страдание причинило поведение ребенка другим. Например, вместо фразы: “Ты поступил плохо” говорят: “Только посмотри, как ты его расстроил”. 

Также ученые отмечают, что эмпатия у детей развивается в результате наблюдения за тем, как окружающие реагируют на страдания других людей. Копируя то, что видят, дети вырабатывают свой набор реакций, при помощи которых они могут утешить расстроенного человек.

Важный этап формирования эмпатии связан с осознанием ребенком своих эмоций и чувств. Понимая, что происходит с ним самим, малыш научается лучше разбираться в чувствах других людей. На этом этапе родители должны помочь ребенку осознать и выразить то, что он чувствует. 

Например, плач и хватание за ноги родителей, когда им нужно уйти из дома на пару часов — это не каприз, а расстройство и страх, который малыш не умеет выразить словами. В такой ситуации мама или папа могут присесть и спокойно сказать: “Я знаю, ты расстроен. Мне тоже грустно. Сейчас мне нужно уйти, но скоро я вернусь, тогда мы с тобой пойдем на прогулку вместе”. Так родители могут научить ребенка говорить о его чувствах, осознавать и принимать их. 

Сопереживание — это заключительная стадия формирования эмпатии. Сопереживание предполагает четкое понимание того, что чувствует другой человек. Чтобы развить у ребенка такую способность родители должны обсуждать с ним разные ситуации из жизни, беседовать о том, что происходит в фильме или мультике, сказке.

Возрастные особенности детей

Детский возраст в разные периоды характеризуется наличием у ребенка определенных образований в структуре психики. То, что для годовалого малыша непонятно, становится доступным для трехлетнего. По мере развития структур мозга, овладения новыми навыками деятельность ребенка все более усложняется. Она приобретает смысл через игру. 

Умение общаться со сверстниками тоже формируется во время игр, поэтому эта деятельность считается основной в детстве. Она способствует развитию речи, мышления, внимания и других функций. 

Периоды стабильного развития и кризисы

Развитие детей происходит неравномерно. Оно проходит через периоды относительной стабильности, на смену которым приходят возрастные кризисы.

Стабильные периоды долгие. Во время них происходят плавные изменения личностных структур, которые трудно заметить. Незначительные изменения копятся и к концу стабильного периода наступает скачок развития. У ребенка возникают устойчивые новообразования, которые закрепляются в личностной структуре.

Периоды кризиса кратковременные. Их длительность редко превышает несколько месяцев (иногда может растягиваться до 1-2 лет). На стадии кризиса происходят заметные сдвиги. Меняются реакции и поведение ребенка.

В детском возрасте происходит несколько циклов чередования стабильных и кризисных периодов. Переходы от одного к другому — это проявление необходимой для развития личности динамики. Понятие кризиса в детской психологии не несет негативного подтекста, хотя часто этот период сопровождается не самыми приятными моментами, непривычными эмоциями для детей и их родителей.

Кризис периода новорожденности (0-2 месяца)

Появление на свет — это огромный стресс для ребенка. Он связан с переходом из внутриутробной жизни в ограниченном пространстве во внешний мир — огромный, наполненный звуками, запахами, зрительными раздражителями. Если в медицине кризисным считается первый месяц, на протяжении которого происходят серьезные физиологические изменения, то психология видит этот период более длительным.

В первые недели жизни ребенок полностью зависит от матери или людей, которые ее заменяют. Он не может самостоятельно утолить голод, у него нет средств для общения с другими людьми. 

Адаптация к новым условиям происходит постепенно. Основная задача первого кризисного периода в жизни малыша — сформировать потребность общаться доступными ему средствам. Именно поэтому голодный или мокрый младенец кричит, пока его не накормят или переоденут. От того, научится ребенок общаться с другими, зависит его жизнь.

Постепенно инструменты, которыми маленький человек привлекает к себе внимание, усложняются и совершенствуются. К концу второго месяца жизни у него формируется “комплекс оживления”. Он проявляется улыбкой у малыша когда он видит лицо мамы или папы, пытается гулить, плачет, чтобы обратить внимание взрослых к себе.

Младенчество (от 2 месяцев до года)

В этот период основная психологическая задача ребенка — научиться эмоционально взаимодействовать со взрослым. От того, как развивается маленький в течение первого года, зависит формирование его личности в будущем. 

В первый год жизни ребенок учится владеть своим телом. Сначала поднимает головку, потом перекатывается со спины на живот. К концу года он почти уверенно держит тело в вертикальном положении, делает первые шаги. Физическое развитие тесно связано с психическим.

Усовершенствование сенсорики приводит к тому, что малыш учится различать цвет и форму предметов, умеет следить за ними взглядом. Уже в 4-месячном возрасте младенец активно реагирует на то, что увидел, двигается, смеется или визжит.

Прочтите также:  Как распознать и избавиться от комплекса неполноценности

Разнообразие впечатлений стимулирует познавательное развитие малыша. Потому перед взрослыми стоит задача обеспечить ребенка достаточным количеством впечатлений, сделать обстановку, в которой он находится, интересной.

В первый год жизни особое внимание уделяется речевому взаимодействию взрослого и ребенка. Он учится слышать разные интонации, различать знакомые обороты, хотя сам еще не разговаривает. В возрасте 11-12 месяцев в речевом запасе ребенка уже может быть до 20 слов. Чаще это глаголы — дай, иди, пить и другие. Постоянное общение родителей с ребенком с указанием на предметы, чтение сказок — все это способствует быстрому развитию речи.

Кризис в год

Сложный период в годовалом возрасте для детей заключается в несоответствии вербальных способностей и биологических потребностей. Проявления кризиса внимательные родители замечают быстро по поведению малыша:

  • он становится непослушным, упрямым, требует, чтобы все внимание родителей было обращено на него;
  • становится очень чувствительным к замечаниям, может обижаться, проявлять агрессию и недовольство;
  • часто капризничает.

В годовалом возрасте у ребенка появляется много новообразований положительного и отрицательного характера. Он учится самостоятельно играть, выполнять простые действия по самообслуживанию. Там, где раньше он подчинялся взрослым полностью (во время купания, кормления), теперь пытается справляться самостоятельно. 

Кризис первого года считается относительно коротким. Его длительность индивидуальна, от 1 до 3-4 месяцев.

Период раннего детства (от 1 до 3 лет)

В возрасте от года до трех лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. У него формируется самосознание, появляется желание быть признанным со стороны взрослых и получить их одобрение.

Активно развиваются речевые навыки, увеличивается словарный запас. Накапливаются знания об окружающем мире, предметах.

Активное развитие умственных способностей, памяти и фантазии способствует появлению первых страхов. Часто они усугубляются непониманием со стороны родителей, их раздраженностью или гневливостью. В таких ситуациях, когда родители не принимают всерьез опасений ребенка, пытаются уменьшить их значимость, он чувствует себя отверженным.

Излишняя родительская опека становится преградой на пути развития и избавления от страхов. Овладение новыми знаниями и навыками движется более успешно, когда взрослые на собственном примере демонстрируют ребенку, как правильно обращаться с предметами, которые вызывают страх, создают ситуации, в которых малыш может почувствовать свою силу и превосходство над пугающим. Это могут быть игры, сказки, рисунки, в которых ребенок изображает свой страх и символически побеждает его или ознакомиться более детально и перестает бояться.

Кризис в 3 года

Острый кризис сопровождает переход от периода раннего детства к дошкольному. Происходит кардинальная перестройка уже имеющихся механизмов личности и формирование новых структур сознания. У ребенка возникает новый тип общения с окружающими.

Кризис протекает очень бурно. Заметить его несложно по поведению ребенка:

  • он проявляет негативизм и отрицание к тому, что ему предлагают взрослые, хочет делать все наоборот;
  • становится упрямым, требует даже того, чего не сильно хочется только потому, что уже потребовал; 
  • строптивость направляет не против конкретных людей, а против режима, родительской системы воспитания;
  • стремится делать все самостоятельно, проявляет инициативу в делах, которые не соответствуют физическим возможностям, стремится изучать предметы, явления — это способствует всестороннему развитию;
  • бунтарство ребенка проявляется в конфликтах со взрослыми. Он хочет, чтобы те признавали его самостоятельность и считали равным себе. Протестное поведение закладывает основу для формирования воли, независимости;
  • обесценивает то, что раньше представляло для него большой интерес. Обесценивание часто проявляется в передразнивании, обзывании друзей, родителей, желании сломать или швырнуть подальше любимую раньше игрушку;
  • возникает желание проявлять полную власть над родителями, ребенок заставляет их выполнять все свои требования.

В кризисный период ребенку все меньше нужна родительская опека. Он учится выбирать и добиваться своего. Если перечисленные симптомы кризиса проявляются очень слабо, то это может свидетельствовать о замедленном развитии волевой сферы.

Период дошкольного детства (от 3 до 7 лет)

Этот период характеризуется переходом от манипулирования предметами к сюжетным играм. Дети начинают выбирать для себя и играть роли, учатся придерживаться правил игры. Это способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребенка занимать ответственную позицию. Выбор определенных ролей оказывает влияние на характер, отношение ребенка к миру.  

В дошкольном возрасте формируются новые психологические навыки, которые проявляются в виде:

  • личностной готовности;
  • коммуникативной готовности (умения взаимодействовать со взрослыми и другими детьми, придерживаться правил поведения);
  • когнитивной готовности (достаточный уровень мышления, внимания, способность к фантазированию);
  • эмоциональной развитости (умению проявлять чувства, управлять ими в разных ситуациях).

Немалое значение придается умению использовать простейшее оснащение, которое может понадобиться в процессе обучения.

Кризис в 7 лет

Сложный период связан с началом школьной жизни. Ребенку приходится привыкать к новому статусу, распорядку дня. Он адаптируется к новым требованиям со стороны учителей и родителей. 

Школьник нуждается в повышенном внимания со стороны родителей к себе, часто проявляет вычурность или карикатурное поведение. 

Эму еще сложно управлять своими эмоциями, поэтому родители должны быть особенно чуткими и вести себя с уважением к нему. Важно поощрять в ребенке инициативность, не упрекать и не наказывать за промахи и неудачный опыт.

Младший школьный возраст (от 7 до 13 лет)

Учеба становится основным видом деятельности. Обучение воспринимается легче, если проходит в игровой форме. 

В этом возрасте формируются важные для развития психики функции — умение получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию. Расширяется представление о себе, как о личности. Они напрямую связаны со взаимоотношениями с родителями. Чем отношения теплее, тем более высокая самооценка формируется у ребенка.

Совершенствуется способность адаптироваться к разным условиям, работать во взаимодействии с другими людьми. Игры детей младшего школьного возраста принимают личностную окраску. В них проявляется стремление к лидерству, подчинению, желание к справедливости, выявляется преданность. 

Прочтите также:  Что такое деспотизм и деспотичность?

На становление эмоциональной сферы влияние оказывают не только родители, но и окружение вне дома — друзья, одноклассники, учителя. Часто их поведение способствует появлению у детей новых страхов — боязни медицинских манипуляций, явлений природы, отвержения со стороны друзей. Страхи могут сопровождаться психосоматическими проявлениями — головной болью, нарушением пищеварения. Эти симптомы — не симуляция, а проблема, которую нужно решать. Если ребенок не чувствует поддержки родителей, может развиться депрессия. 

Кризис в 13 лет

Кризисный период у современных детей может начаться раньше — уже в 11-12 лет. Основной девиз детей в этом возрасте: “Я сам!”. У подростков формируется стремление быть, как взрослые, хотя для этого не хватает физических, материальных и психических ресурсов. 

На фоне кризиса у детей может снижаться успеваемость в школе, возникает желание забросить любимые раньше занятия спортом, музыкой, другие. Часто появляется ощущение внутренней дисгармонии, несоответствия миру, в котором они живут. 

В кризисный период особенно заметна враждебность и желание вступать в конфликты, недовольство окружающими и обстоятельствами, стремление к уединению. 

В то же время подросток переходит на новый уровень интеллектуального развития. Он овладевает дедуктивным мышлением, на смену конкретному приходит логическое. Именно поэтому дети 11-13 лет постоянно нуждаются в доказательствах, точных фактах и склонны к критике. 

Возникает активный интерес к музыке, философии. Мир делится на реальный и внутренние переживания. Формируется мировоззрение.

Подростковый период (с 13 до 16 лет)

Это время активного физического развития, появления вторичных половых признаков, гормональных бурь. В период созревания у ребенка появляется заинтересованность новыми сферами деятельности и разочарование в старых занятиях, однако привычные поведенческие схемы остаются. 

На фоне гормональных всплесков возникает заинтересованность противоположным полом. На первый план выходит личностное общение с одногодками, романтические отношения. Связь с родителями, братьями и сестрами становится слабее. 

У подростков формируется понятие принадлежности к группе сверстников (единомышленников), происходит формирование личностных границ и отстаивание собственного жизненного пространства.

Подростки уже не чувствуют себя детьми, пытаются максимально подражать взрослым, это проявляется:

  • требованием к независимости;
  • безразличием к оценкам в школе, желанием заниматься самообразованием;
  • первой влюбленностью.

Бросаются в глаза и внешние изменения — подростки одеваются, как взрослые, подражают им в манере поведения. Одновременно с этим эмоциональная сфера еще развита недостаточно, поэтому возникают частые перепады настроения, появляется чувство брошенности, ненужности.

Подростки часто недовольны собственной внешностью, застенчивы, очень тревожны. Свои переживания подростки редко озвучивают. Им легче выразить их через творчество — стихи, музыку, рисунки.  

Неправильная тактика воспитания и общения с ребенком, выбранная родителями, может только усугубить проблемы.

Ошибки родителей в воспитании детей

Быть родителем непросто. Ни один, даже самый прокачанный в психологии воспитания детей родитель не совершенен. Об этом важно помнить мамам и папам, потому что в процессе воспитания они неизбежно допустят ошибки. Их может быть много или мало, но важно не совершить те, которые помешают ребенку почувствовать себя полноценной личностью. К такому результату приводит:

  • занижение самооценки через сравнение с другими детьми, большое количество запретов, отсутствие поддержки;
  • обесценивание эмоций, когда родители упрекают за слезы, запрещают гневаться или бурно радоваться;
  • не предоставляют ответственность, делают все за ребенка, за него выбирают друзей и профессию;
  • вешают ярлыки — трус, копуша, неряха и т.д.;
  • пускают воспитание на самотек или слишком опекают чадо;
  • непоследовательны в своих действиях — запрещают, потом разрешают;
  • не уделяют время каждому из детей в семье;
  • сами нарушают установленные правила, выполнения которых требуют от детей;
  • манипулируют (сделай так, иначе я тебя не буду любить);
  • переносят ответственность на ребенка. 

Список родительских ошибок можно продолжать бесконечно. 

Главное помнить — ребенок нуждается в любви родителей, ласке и принятии таким, какой он есть. Мама и папа — те люди, с которым он должен чувствовать себя безопасно и уверенно независимо от обстоятельств.

Как правильно хвалить и поощрять детей

В похвале главное — искренность. Любую фальшь дети чувствуют моментально. Родительская похвала — это способ проявить внимание к сыну или дочери. 

Хвалите ребенка, глядя ему в глаза. Улыбайтесь, кивайте головой, радуйтесь тому, что он сделал. Объясните, что именно нравится в его работе или поступке. Привлекайте к совместным занятиям со словами: “Я видел, как ты мастерил, поможешь мне?” или “У тебя так здорово получаются косички, можешь сделать мне прическу?”

Хвалите сразу — так вы сможете закрепить поведение, за которое ребенок получает похвалу. Если он не против, обнимите и поцелуйте его в щечку. 

Взаимодействие между детьми

В разные возрастные периоды взаимодействие между детьми отличается. Если младенцы до года совсем не проявляют никакого интереса к себе подобным, то ближе к 1,5-2 годам, они охотно знакомятся с мальчиками и девочками такого же возраста. Но не для того, чтобы играть вместе — сверстники, скорее представляют интерес, как живая игрушки или объект для изучения. 

После двух лет малыши уже охотно играют рядом, нередко делятся игрушками или забирают чужие. На этой почве могут возникать конфликты. 

После трех лет игра приобретает социальную ориентированность, дети включают в нее других участников. В детском саду или во дворе может играть вместе целая ватага детишек. Они распределяют между собой роли, в случае, если кто-то недоволен доставшейся ему, он может возмущаться, требовать другой при помощи кулаков или слез. 

Дошкольники часто сравнивают себя с друзьями, между ними может установиться конкуренция. Короткие конфликты с применением только физической силы могут перерасти в долгие периоды обиды. 

До подросткового возраста дружба носит ситуативный характер. Даже 11-12 летние дети только в 50% случаев называют своим другом одного и того же человека дважды в течение двух недель. 

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком