Психология управления

Управленческая психология используется для решения конкретных проблем в компаниях и организациях и отвечает на вопросы, например:

  • как найти подходящего человека на должность?
  • как достичь оптимального уровня эффективности, не вызывая усталости сотрудников или несчастных случаев?
  • как группа влияет на индивидуальную производительность?
  • как условия труда влияют на производительность?
  • какой стиль руководства является наиболее подходящим?
  • какие факторы принимают во внимание потребители при выборе продукта и какие мотивы влияют на их решение о покупке?
  • какие человеческие факторы вызывают несчастные случаи?
  • как можно оптимизировать бизнес-процессы?

Чем полезна управленческая психология

Управленческая психология находит применение в промышленности, торговле, бизнесе, в правительстве, то есть во всех видах организации.

Психология управления, по мере ее развития, духовно укрепила организации, ценя и подчеркивая важность человеческого фактора в ней, потому что в настоящее время люди считаются самым ценным активом организации, высокоэффективные специалисты на своем рабочем месте являются настоящей ценностью для организаций, когда они демонстрируют все свои физические и интеллектуальные способности.

На сегодняшний день существует пять основных предметных областей, в которых управленческая психология вносит большой вклад в работу компаний, а именно: персонал, эргономика (должностных обязанностей, рабочих мест предметов труда), организация, потребление и менеджмент (управление).

Управленческая психология это психологические знания, применяемые к лидерству, осуществлению командования и власти и их влиянию на работников, климат, производительность, прибыльность и глобальное организационное поведение, эта область также включает в себя оценку и развитие управленческих навыков для повышения производительности труда, изучает процессы принятия управленческих решений, чтобы оптимизировать анализ фактов и выбрать наиболее оптимальные альтернативы и тем самым достичь желаемых результатов.

Изучение переговорных процессов и лежащих в их основе механизмов для взаимодействия с работниками, клиентами и поставщиками, средствами массовой информации, сторонними организациями, правительство, оказывающие влияние, и которые способствуют достижению лучших результатов для организации.

Управленческая психология как понятие

Психология управления – это знание о закономерностях управления и особенностях поведения человека в организации, что является неотъемлемым компонентом общей и профессиональной культуры личности специалиста любого профиля.

Психология управления возникла на стыке двух теорий, двух дисциплин – управления и психологии. В результате чего возникли организационно-психологические закономерности для эффективной деятельности и жизненного успеха как сотрудника, так и всей организации.

Психология управления это приложение ряда областей исследований к организационному менеджменту и лидерству. Некоторые из ключевых областей включают в себя промышленную и организационную психологию, социальную психологию, групповую динамику, политическую теорию, командное поведение и теории лидерства. Это междисциплинарный подход, сочетающий в себе результаты исследований индивидуального, группового и организационного поведения.

Прочтите также:  Почему женщины возвращаются после расставания?

Управленческая психология: правила

Мы не раз слышали расхожую фразу: «Правила едины для всех». И управленческая психология не стала тому исключением. Из какой бы сферы деятельности не была организация или компания, все они подчиняются единым правилам руководства. Взаимодействие членов коллектива зависит от:

  • типа личности каждого участника;
  • грамотного регулирования рабочих процессов внутри коллектива (трудовая деятельность офисных работников, обучение школьного класса и т.д.);
  • эффективного управления группой.

Подбор персонала

Подбор и найм персонала это первый шаг в создании человеческого капитала организации. Цель заключается в том, чтобы найти и нанять лучших кандидатов вовремя и в рамках бюджета компании.

Профессиональный успех и опыт работы в отрасли это лишь часть того, что хочет видеть работодатель. На самом деле важнее это личные качества, которые делают кандидата подходящим для компании и доказывают его соответствие корпоративной культуре.

Исследование в этой области показало, что многие работодатели отдают предпочтение личным навыкам сотрудников, ища кандидатов, которые являются надежными, позитивными, гибкими и эффективными коммуникаторами, которые хорошо работают в стрессовых ситуациях, среди других личностных качеств.

Все чаще последнее время при приеме на работу HR-менеджеры учитывают личностные качества, которые могут отличать сильного кандидата от посредственного.

Сотрудники редко нанимаются для выполнения одной функции или одной задачи. Даже на один проект, в идеале, нужны сотрудники с разными психотипами и характерами. Это нейтрализует конфликтные ситуации. Но так как это практически невозможно, то с помощью управленческих технологий есть возможность повышать эффективность и работоспособность команды. 

Черты характера сложно продемонстрировать в резюме, поэтому важно выделить их во время собеседования. Очевидно, что разные задачи требуют разных типов и спецификаций. Опытные HR-менеджеры разделяют эти основные типы:

Многозадачный

Компаниям особенно необходимы люди, которые готовы выйти из зоны комфорта и своих ролей и сделать все необходимое для решения различных оперативных задач. Роль таких сотрудников особенно важна в условиях малого бизнеса

Стратег

Каждому бизнесу нужен стратег кто-то, кто может определить долгосрочные цели. Те, у кого есть не только видение будущего, но и план его достижения

Решительный

Люди, которые могут использовать собственное суждение и принимать решительные меры, ценны для любой компании. Руководители бизнеса не могут участвовать в принятии каждого незначительного решения, поэтому они ищут кандидата, который не боится «нажать на курок». Способность действовать и брать на себя ответственность за результат важна для любого, кто надеется занять руководящую должность

Осторожный человек

Более осторожный сотрудник действует как противовес тем, кто рискует. Они не склонны к риску, но иногда нужны люди, которые обеспечат стабильность и справедливость и не позволят бизнесу «брать на себя слишком много», чтобы не потерять в качестве

Независимый мыслитель

Некоторые сотрудники безоговорочно соглашаются со всем, что говорит начальник. Эти люди могут быть хорошими для повышения эго, но в конечном итоге лидерам нужны члены команды, которые бросят вызов существующему положению вещей, если это лучше для бизнеса.

Они не боятся отстаивать то, что, по их мнению, является правильным для компании. Это люди, которые понимают, что они не обязательно согласятся с каждым решением, принятым компанией, но обязательно найдут способ поддержать свою команду

Командный игрок

Большинство работ требует какого-либо сотрудничества, будь то с командой других сотрудников, группой клиентов или внешними подрядчиками. Умение корректно и эффективно работать с другими ключевая часть практически любой работы.

Работодатели ценят сотрудников, которые обладают достаточной гибкостью, чтобы хорошо ладить с разными личностями и стилями работы.

Прочтите также:  Бред ревности

Не стоит забывать и о культурном соответствии. Работодатели ценят разные качества, но все они ищут неуловимого культурного соответствия. Корпоративная культура каждой компании немного отличается, и каждая основана на разных основных ценностях. Для работодателей важнее всего-то, чтобы нанимаемый ими человек воплощал эти ценности в своей повседневной жизни.

Психологический климат коллектива

Социально-психологический климат это психосоциальный критерий в динамике любого коллектива, без которого невозможно достичь групповых целей, влияя на их результаты, где каждый член команды вносит свой вклад в климат и получает его влияние.

Психологический климат подразделяется на:

Важность этого процесса в том, что чем лучше климат, тем больше дисциплины, самоотдачи и сплоченности и тем серьезнее будут межличностные отношения участников, которые позволяют более тесное сотрудничество, взаимопомощь, товарищеские отношения. солидарность и уважение между самими сотрудниками и их руководством.

Неблагоприятный климат это среда, которая характеризуется неэффективным или негативным общением, непрофессиональным или нечестным поведением, карательной практикой или политикой и/или натянутыми отношениями между сотрудниками и руководством офиса.

Примерами этого может быть рабочая культура, когда сотрудники манипулируют друг другом или подрывают авторитет друг друга, не признают заслуги и достижения, сплетничают и негативно отзываются друг о друге, принимают ответные меры против коллег. Ежедневно царит атмосфера открытых конфликтов и обмана.

Такая среда может привести к снижению морального духа сотрудников, высокой текучести кадров, снижению производительности и/или качества.

Благоприятный климат обеспечивает ряд преимуществ как для сотрудников, так и для работодателей. Это потому что такая рабочая среда может привести к успеху и счастью сотрудников как в личном, так и в профессиональном плане. Вот четыре причины, по которым позитивная рабочая атмосфера важна в коллективе:

Эффективные управленцы

Это не такой сложный вопрос, как может показаться. 

Менеджер должен быть лидером, в то время как лидер необязательно должен быть менеджером. На самом деле лидер может просто быть харизматичным. Он руководит, то есть вдохновляет людей следовать за ними.

Первое, что должен знать эффективный управленец это то, что набор навыков это процесс и не стать хорошим менеджером в одночасье. Это займет время. Для этого нужны неудачи, без них никогда не научишься на своих ошибках и не вырасти.

Прочтите также:  Визуализация желаний в реальности, правильно визуализируем

Помимо опыта, есть навыки, общие для всех эффективных управленцев. Эти навыки разнообразны, но они основываются на некоторых базовых навыках:

Как короля делает свита, так и ни один руководитель не обходится без подчиненных. Эффективные управленцы должны влиять на других таким образом, чтобы это укрепляло людей, поощряло и наставляло подчиненных, чтобы они могли дублировать это отношение на других.

Поэтому в управленческой психологии существуют определенные приемы и правила для повышения авторитета у подчиненных:

Факторы внешней среды

Что является этими воздействующими силами? Многое: экономика, политика, конкуренты, клиенты и даже погода. Все это неконтролируемые факторы, которые могут повлиять на работу компаний. Это по сравнению с факторами внутренними, которые кажутся вам доступными. Например это персонал, культура компании, процессы и финансы

Контролируемые и неконтролируемые аспекты, влияющие на бизнес, можно разделить на внутренние и внешние соответственно. От постановки целей до повседневных операций организации может быть легко сосредоточиться на том, что, по ее мнению, она может контролировать изнутри. И все же очень важно не упускать из виду неконтролируемые внешние факторы, влияющие на бизнес:

  • потребители;
  • поставщики;
  • партнеры и конкуренты;
  • кредиторы;
  • государственное регулирование;
  • технологические ресурсы;
  • местоположение, климатические условия;
  • менталитет и культура;
  • демография.

Стабильность и прибыльность компании зависят от ее способности быстро выявлять изменения во внешней среде и реагировать на них. Изменения неизбежны, и способность справляться с неожиданными рыночными мутациями может означать разницу между выживанием и вымиранием организации. 

Внедрение эффективного управленческого метода и выявления внешних причин воздействия способны помочь организации воспользоваться возможностями раньше, чем это сделают соперники, бороться с угрозами до того, как они станут серьезными проблемами, и согласовать стратегические планы с учетом меняющихся требований рынка.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком