Особенности воспитания детей

Рождение ребенка – ключевой момент для семьи. Молодые родители сталкиваются с необходимостью изучения вопросов воспитания, не зная даже основных особенностей возраста и детской психологии. Как правило, все идет своим ходом и в процессе проб и ошибок выводится определенная система взаимодействия с чадом. К сожалению, в этом процессе ошибок случается значительно больше, что имеет не самое лучшее влияние на будущее ребенка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Важным этапом воспитания детей является дошкольный возраст. Тогда ребенок является наиболее чувствительным и податливым к родительскому влиянию. Поэтому в этот период особенно следует обратить внимание на поиск и применение знаний, которые могут помочь все сделать лучше и указать на возможные ошибки. Многие молодые родители даже не подозревают, что они что-то делают не так, пока не столкнутся с не очень утешительным результатом.

Особенности семейного воспитания детей

В воспитании детей есть ряд особенностей, соблюдение которых облегчит сам процесс воспитания и сделает его успешным. Семья играет ключевую роль в развитии ребенка, поэтому родителям следует обратить особое внимание на эти особенности, ведь от этого зависит будущее ребенка. Важно позволять ребенку ошибаться, самостоятельно строить свою жизнь и быть с ней открытыми, ничего не скрывая. А теперь поговорим об этом всем подробно.

Психологические особенности воспитания детей

Для того, чтобы ребенок рос гармоничной личностью, родителям придется освоить некоторые педагогические приемы и познакомиться с законами психологии. Конечно, некоторые обходятся и без этого, но атмосфера в семье будет гораздо комфортнее, если родители будут понимать особенности детского восприятия.

1. Разрешить заблуждаться

У всех есть хотя бы несколько ошибок в жизни, от которых хотелось бы защитить ребенка. Бывает, мы даже не даем ребенку чем-то заниматься, потому что боимся вероятного поражения. И это совсем неправильно. Конечно, совет учиться на чужих ошибках очень хорошо звучит, но, является лишь красивой теорией. Для нас такая задача почти непосильная. Если что-то и получится, то только частично. Только подумайте, какой это тяжелый процесс: вникнуть в контекст ситуации, четко уловить мотивацию, выделить неправильное поведение и глубоко перенести это на себя и свои возможные действия. У меня уже голова кругом, ведь задача не из легких. Хотя это и возможно, но очень трудно. Даже для нас с вами, не говоря уже о детях. И все же, что делать, чтобы дети допустили меньше ошибок?

Прочтите также:  Исследования мозга

Существует два взаимодополняющих способа: позволить сделать ошибку и поговорить о ее последствиях. Первый вариант подразумевает выбрать подходящее время, когда ошибка будет менее болезненной для ребенка и не мешать ему ошибиться. Если бы мы никогда не падали в детстве, то вряд ли научились бы ходить. Лучше позволить ребенку падать в маленьком возрасте, пока это падение безопасное, чем он откроет для себя всю «красоту» неудачного приземления после двадцати лет. Пусть ребенок делает ошибки в дружелюбной и контролируемой среде, перед тем как начнет их делать там, где не стоит надеяться на чью-то помощь. Затем, можно поговорить о последствиях, что было сделано не так, кто и почему пострадал. Так вы поможете ребенку сделать правильные выводы, переосмыслить поведение и успокоиться после проигрыша. Разговор о последствиях не менее важен, чем сама возможность ошибиться.

Если вы хотите предостеречь ребенка от употребления алкоголя, покажите ему фильм, в котором демонстрируется последствия влияния алкогольных напитков на человека, и поговорите об этом. Ключевое слово – поговорить. Не прочитать мораль, а действительно вступить в равноправный диалог, выслушать мнения ребенка на этот счет, ее ощущения. Для такого разговора хорошо подходит подобные вопросы: «Как можно было поступить по-другому?», «Есть ли в такой ситуации что-то хорошее?», «Что бы произошло, если бы?». Все эти вопросы являются открытыми, они заставляют думать и развернуто объяснять свою позицию, что даст вам возможность лучше понять видение друг друга.

2. Не мешать ребенку самостоятельно планировать свою жизнь

Обычно, родители беспокоятся о ребенке, подталкивая его идти определенным путем, принять «правильное» (конечно, по мнению родителей) решение, общаться с «правильными» людьми. Но где здесь забота? Больше похоже на контроль, проявление неуверенности и обеспечения собственных интересов. «Мы решили, что наш сын станет футболистом», «моя дочь будет стоматологом», можно назвать еще много подобных вариантов. Конечно, это все делается из самых светлых побуждений, на благо ребенку, потому что мы уже немного пожили, видели жизнь. А кто, собственно, спрашивал ребенка, чего он хочет, что ему интересно?

Прочтите также:  Самомотивация. Принципы Хакамады

Такое преждевременное планирования считается проявлением неуверенности, стремлением держать все под контролем. Никто не знает, что будет дальше, а так мы пытаемся сделать завтрашний день немного более понятным и безопасным. Отсюда и все ожидания в отношении ребенка, фантазии об идеальной жизни, в которые мы пытаемся ее «запихнуть». И помните, это только ваши замыслы и ничьи больше. Совершив их, вы удовлетворите только себя, но ваше чадо проживет не свою жизнь.

Руководствоваться в жизни желанием принести «непоправимое добро» – не всегда правильная стратегия. Лучше лишний раз подумайте, какие последствия будут у ваших действий и есть ли у них действительно необходимость.

3. Быть открытыми

Закрытость имеет много проявлений и в основе каждого лежит страх перед тем, какие мы есть на самом деле. Рассмотрим такой пример: спрятать от ребенка то, чтобы не взял. Мои родители никогда не скрывали от меня, где лежат деньги. Иногда, они даже считали их при мне. Это не было чем-то запретным. Поэтому, у меня никогда и не было мысли их похитить. Если возникала потребность – просила у родителей. Когда дома нет табу на любую тему, можно спокойно решить любой вопрос. И с поиском скрытого подарка перед днем ​​рождения тоже.

Еще один интересный вид укрытия – сказать, что все прекрасно, в то время как это совсем не правда. Напряженная атмосфера в доме хорошо ощущается. Ребенок прекрасно понимает: здесь что-то не так. Спрашивает у взрослых, и в ответ слышит, что все нормально. Вместо того, чтобы успокоиться, ребенок начинает нервничать еще больше, ведь хорошо видит, что вокруг все совсем не нормально, а если родители начинают врать, то ситуация уже «пахнет жареным». Да к тому же, чувствует себя ненужным и забытым. Можно же просто сказать, что теперь мы экономим, потому что нужно собирать деньги на ремонт кухни. Просто, словами через рот. Сесть и обсудить, на чем мы готовы экономить, от чего можем отказаться. Ничего страшного нет и в разговорах о смерти или тяжелой болезни. Ребенок также имеет право знать, что дедушка заболел, и мы сейчас поедем и завезем ему еды, а также побудем с ним немножко. Пытаясь защитить от правды жизни, мы передаем детям наши страхи. Теперь они также боятся смерти, болезни и финансового кризиса.

Прочтите также:  Как жить дальше? Стадии проживания горя

Как видите, попытки защитить ребенка от реальности и сделать его жизнь максимально безопасной, не всегда является хорошей и благородной целью. Иногда важно дать ему возможность обжечься на собственном опыте, потому что только тогда ребенок станет более подготовленным и сильным. Настоящее задача родителей – не забирать жизненный опыт у своих детей, а помочь им преодолевать трудности, делать выводы из ошибок и вставать после падений. Надеемся, перечень особенностей воспитания натолкнет вас на новые идеи и поможет улучшить собственные воспитательные методы.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком