Метод беседы в психологии

Обычный разговор “по душам” всегда считался прекрасным способом поднять настроение, рассказать о проблемах и, по возможности, получить ценный совет. В психологии метод беседы является одним из лучших способов получить информацию о клиенте. В процессе коммуникации от собеседника можно узнать важные для специалиста данные. Для этого психологи используются множество приемов, созданных специально для работы в рамках консультативной или диагностической работы.

Что собой представляет метод беседы 

Любая беседа подразумевает диалог двух людей. Когда в процессе общения, один человек выясняет проблему или личностные особенности и травмы другого человека, такое взаимодействие можно назвать методом беседы. Причем, обычным разговором его назвать сложно. Во время общения с клиентом психолог наблюдает за его поведением, дыханием, позой и другими невербальными знаками, которые о многом могут рассказать, даже если сам реципиент при этом будет молчать. Преимущества метода беседы:

  • возможность задать вопросам последовательность и “подтолкнуть” клиента на то, чтобы он сам пришёл к правильному ответу
  • возможность проверить достоверность сказанной информации с помощью невербального языка (поза, движение частей тела, мимика).

Недостатки метода беседы:

  • время, затраченное на поиск и выведение фактов на чистую воду
  • отсутствие необходимой компетенции у специалистов.

Здесь важно понимать, что метод беседы не идеален. Не многим психологам удается сразу расположить к себе клиента и заставить его довериться, рассказать о сокровенном, а порой и о таких вещах, в которых самому страшно признаться.

Однако, в последние пару десятилетий представители разных направлений психологии активно используют беседу, как один из самых эффективных методов терапии.

От обычного разговора беседа в психологии отличается тем, что перед встречей с клиентом психолог тщательно готовится ко встрече:

  • продумывает различные аспекты проблемы, о которой пойдет речь
  • подбирает важные факты, обдумывает цели разговора,
  • определяет хронологию общения и последовательность вопросов
  • определяет место и обстановку, в которой будет проходить беседа (обстановка должна быть спокойной и располагающей к разговору).
Прочтите также:  Что такое аффирмации и насколько они эффективны?

Виды беседы

В зависимости от цели, которой необходимо достичь во время терапии, беседу можно разделить на несколько видов.

  • Интервью. Такой формат беседы предполагает прямой опрос собеседника. В психологии принято различать несколько видов интервью:
  • свободного формата легкое общение без привязки к деталям, но с общей программой и целью.
  • стандартного формата беседа, которая имеет четкую тактику, заранее планируется, имеет план и даже последовательность вопросов и возможных ответов респондента
  • частично-стандартный формат беседа, при которой соблюдается процесс подготовки и стратегия, но психолог выбирает более свободную тактику ведения общения.
  • экспериментальная. Используется специалистами в исследовательских работах с реципиентами, знающими, что принимают участие в эксперименте. Такой метод часто помогает подтвердить или опровергнуть различные психологические гипотезы.
  • Диагностическое интервью. Это самый распространенный вид беседы в практике психологов. Метод диагностики позволяет получить различные данные о свойствах личности и особенностях психики собеседника. С помощью такого типа исследования можно использовать различные тесты и опросники, позволяющие лучше увидеть картину проблемы человека в целом.
  • Терапевтическая беседа. В основном, такой метод общения нужен специалистам, чтобы оказать клиенту психологическую помощь. Считается, что это один из самых сложных видов беседы. Её суть заключается не только в том, что психолог помогает человеку осознать глубинные корни проблемы, но и проработать эту проблему, восстановив при этом целостность личности. Терапевтическая беседа также может быть и краткосрочной. Например, такой формат используют специалисты телефона доверия, когда помощь нужна срочно и быстро.
  • Клиническая беседа. Формат общения, при котором психолог старается получить из общения максимум информации об особенностях человека, его биографии, работе его сознания и бессознательного. Название этого формата происходит исходя из помещения, в котором происходит беседа то есть, в клинике, во время консультации и под наблюдением специалиста.

Существует два варианта проведения беседы:

  1. Управляемая, во время которой психолог активно участвует в общении и устанавливает эмоциональный контакт с клиентом
  2. Неуправляемая. При таком формате психолог дает собеседнику высказать все накопившиеся проблемы и обиды, которые его беспокоят. Задача специалиста в этот момент не вмешиваться и слушать.
Прочтите также:  Что такое фантазия и чем опасен эскапизм?

Требования к ведению беседы

Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:

  • содержание беседы нужно готовить заранее
  • перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
  • вопросы должны быть понятны клиенту
  • в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
  • прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
  • любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.

Стили ведения беседы

Выделяется два стиля ведения разговора:

  • Рефлексивный стиль. Заключается в участии специалиста в беседе. Используется в том случае, если клиент не идет на контакт он замкнут, неразговорчив, либо имеет травмы. При беседе психолог старается использовать уточняющие вопросы, следя за реакцией клиента
  • Нерефлексивный стиль. В этом формате психолог, наоборот, почти не взаимодействует с клиентом и позволяет ему самостоятельно найти ответы на тревожащие его вопросы.

Барьеры общения 

При проведении метода беседы, стоит помнить и о фразах, которые за одну секунду могут разрушить всю выстроенную заранее тактику коммуникации. Такие фразы принято называть барьерами общения. Их стоит внести в “стоп-лист”, чтобы никогда не употреблять во время беседы с клиентом:

  • Говорите четче, повторите ещё раз приказ или указание
  • Смотрите, не пожалейте об этом угроза или предупреждение
  • Успокойтесь и тогда я вас выслушаю шантаж, попытка торговаться
  • Вы поступили неправильно, не стоило этого делать чтение нравоучений
  • Попробуйте сделать иначе. Вам следует поступить по-другому рекомендации
  • Вы поступили глупо осуждение, обвинение
  • Вы большой молодец, вы правы похвала и лесть
  • Вы не лучше других уничижение
  • Как вы могли? Вы всё испортили ругательство
  • Теперь ясно, зачем вы это сделали интерпретация
  • Не переживайте, многие так ошибаются успокоение
  • Кто вам сказал, что так можно поступать? допрос
  • Давайте сменим тему, выбросьте это из головы отвлечение от проблемы

Эти фразы запрещены в кругу психологов не просто так. Они способны отвлечь человека и сбить его с толку. В ответ это может вызвать раздражение, тревогу и даже попытку защититься от специалиста.

Впрочем, такая реакция возможна и при стандартном методе беседы. Всё зависит от особенностей психики человека. Задача психотерапевта свести все негативные реакции на вопросы к минимуму.

Прочтите также:  Любовь прошла почему так случается?

Главное — это умение специалиста слушать.

Слушание процесс, требующий постоянного контроля. Психологу важно обращать внимание на ответы собеседника, проявить сочувствие, а заодно ещё и зафиксировать результаты беседы. Поэтому психологи, чтобы не упустить важные детали в процессе активного слушания, используют диктофоны и записывают весь разговор.

Чтобы метод беседы успешно состоялся, психолог должен обладать важными компетенциями и свойствами личности:

  • владеть приемами слушания
  • уметь мыслить критически
  • уметь точно считывать вербальные и невербальные сигналы собеседника
  • уметь быстро и правильно формулировать вопросы
  • стрессоустойчивость и способность долго вести разговор
  • внимательность к настроению и состоянию собеседника.

Лишь обладая этими качествами психолог может успешно проводить метод беседы и за один раз сочетать несколько её форм и техник. А значит, быстрее и эффективнее помочь собеседнику разобраться в его проблеме.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком