Что такое дисграфия: причины, симптомы и способы лечения

Всем доброго времени суток! Дисграфия что это такое, какие виды и признаки она имеет? Дисграфию можно отнести к частичному расстройству процесса письма, основанного на распаде психики и недостатке его сформированности в письменности. Дисграфия у взрослых и дисграфия у детей проявляется в характерных и повторных ошибках в письменности, обнаружению самостоятельно не поддающихся. Дисграфия диагностируется благодаря анализированию письменности и исследованию устной речи с письменностью, основанной на специальной методике. Это нарушение можно исправить при помощи практики произношения звуков, предаваясь изучению лексики, грамматики, содержательной речи и неречевых связей.

Общие сведения

Дисграфия – это нарушение письма, имеющее проблемную связь с высшими психическими функциями. Исследования фиксируют, что нарушение письма присутствует у 54% детей школьного возраста и около 38% у среднего возраста, отсюда напрашивается вывод об устойчивости данного заболевания. Дисграфия у младших школьников распространена из-за ФНР или ОНР, наличие которых не предоставляют возможным изучение грамотности.

Логопеды различают 2 вида нарушения письменности:

  1. Дисграфия – связана с искаженностью почерка, но все равно используется в общении.
  2. Аграфия – можно заметить в невозможности владения письменной речью или ее потери.

Так как, письменность имеет связь с чтением, то наличие проблем с письмом зачастую идет бок о бок с проблемами в чтении.

Причины проблемы

Навык владения письмом имеет тесную взаимосвязь с формированием всех моментов устной речи:

  • Звукопроизношение.
  • Понимание звукового состава слова.
  • Правильное использование грамматики.
  • Содержательное изложение.

Развитие расстройства основывается на:

  • Нарушении звукового произношения.
  • Отсутствующей или недоразвитой речи.
  • Нарушении произношения.
  • Локальном отсутствии или расстройстве сформированной речи.
  • ЗРР.

Органические

Выявляется из-за недоразвитости или поражении мозга при перинатальном, натальном, постнатальном периоде:

  • Патология, связанная с беременностью.
  • Наличие травм после родов.
  • Удушье.
  • Воспаление головного и спинного мозга.
  • Заражение организма какими-то бактериями.
  • Телесные болезни.
  • Психоэмоциональное напряжение.

Социально-психологические

Заключаются в попеременном использовании разных языков среди членов семьи, наличии нечеткости или неправильности речи людей, недостатке нормального речевого контакта, отсутствии должного внимания к речи детей от взрослых, переходе к раннему обучению чада грамотности, при отсутствии психологических его возможностей.

Прочтите также:  Выход из френдзоны: топ 9 лучших способов

В основной группе риска появления нарушения письменности располагаются дети с наличием речевых проблем и ЗПР. У взрослых людей расстройство или аграфия возникает по причине черепно-мозговой травмы, проблем с кровообращением в голове, внутричерепных новообразований и других.

Классификация

Обратив внимание на степень нарушения можно выделить 5 форм дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая – проявляется в смешении, заменах и пропуске букв в соответствии со звуками при устной речи.
  2. Акустическая – имеет связь с проблемами фонематики слуха.
  3. Проблемы с языковым анализом и синтезом.
  4. Аграмматическая – нарушение письменности, выраженной в аграмматизме.
  5. Оптическая – обуславливается в несформированности зрительных процессов.

Логопеды также выделяют и смешанную форму расстройства:

Особенная письменность

  1. Расстройство письменности:
  • Дисфонологическая – паралалическая и фонематическая
  • Метаязыковая – диспраксическая или моторная, расстройство, возникшее путем нарушений языка
  1. Дизорфография:
  • Связанная с морфологией
  • Связанная с синтаксисами

Неспецифическая письменность

  • Недостаток воспитания и обучения.
  • Задержка психического развития.
  • Многозначимые аббревиатуры.
  • И тому подобные.

Симптомы расстройства

К признакам проблем с письменностью можно отнести типичные и повторяющиеся ошибки во время письменности, не связывая со знанием правил. Характерные ошибки встречаются в разных видах дисграфии и имеют следующие проявления:

  • Замененные внешне схожие рукописные буквы или схожие фонетически звуки при письме.
  • Искаженность слогов в написании слов.
  • Нарушенная слитность и раздельность в написании слов.
  • Аграмматизм письменности.

При наличии расстройств у ребенка процесс письменности замедляется и почерк становится трудно различимым. Проявляется в виде прыгающих букв, вылезания с прописных строк, замены прописной каллиграфии на печатную. Распознать расстройство письма возможно исключительно после овладеванием ребенком письменности. Приблизительный возраст от 8 лет.

Если человек подвержен письменному расстройству, то у него можно наблюдать неречевую симптоматику:

  • Проблемы с центральной нервной системой.
  • Пониженная трудоспособность.
  • Человек подвержен отвлеканию от основной задачи.
  • Чрезмерная активность и возбудимость.
  • Сниженная память и иные качества.

Артикулярно-акустическая

Ошибки в такой форме связаны с проблемами в звукопроизношении (что слышим, то и пишем). Можно наблюдать замену и пропуск букв при письме и их отсутствие, и замену при произношении. Зачастую наблюдается у детей с присутствующей фонетико-фонематической недоразвитостью речи.

Прочтите также:  Что делать если поссорился с девушкой: советы психолога

Дифференциально звуковая

Не наблюдается нарушений в звукопроизношении, но имеется недостаточное формирование восприятия звуков в составе слова. Во время письменности наблюдаются ошибки в виде заменяемых букв, связанных со схожестью фонетических звуков.

Нарушение синтеза речи

Наблюдаются нарушения в словах при разделении предложения на слова, а после при делении на слоги. С наличием такой формы наблюдаются повторения, пропуски или переставления букв и слов между собой. Появляются в тексте не нужные буквы или наоборот не дописываются окончания. Часто встречающиеся проблемы у школьников.

Аграмматическая

Проблемы с падежами, родами и числами. Нарушаются согласования слов в предложениях и их построение. Обычно наблюдается при общей недоразвитости речи, обусловленной алалией или дизартрией.

Оптическая

Происходит посредством замены смешения графически похожих букв. При обнаружении проблем с узнаваемостью и воспроизведением изолированных букв, можно говорить об оптической дисграфии. При обнаружении начертаний в буквах – речь идет о вербальных оптических нарушениях. Обычное оптическое расстройство выражается в добавлении лишней символики в буквах или их не дописывании.

Лечение дисграфии

Как можно исправить дисграфию у ребенка? Логопеды исправляют данную проблему выстраиванием определенных способов письма. Проблемы преодолеваются при помощи устранения недочетов в звукопроизношении и процессов фонематики, обогащая словарный запас, и формируя грамматику речи, развивая связную речь.

Важным элементом в логопедии при устранении письменных проблем можно отнести аналитико-синтетическую деятельность. Является процесс аналитико-синтетической деятельности.

В некоторых случаях дисграфия и аграфия лечится медикаментами и реабилитацией в виде лечения физиотерапией и массажем, как и проведением лечебной физической культурой.

А что вы можете сказать на тему, что такое дисграфия? Поделитесь своими знаниями в комментариях.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком