Интеллект — каким он бывает

Слово “интеллект” переводится с греческого языка как разумение, постижение. Большинство ученых рассматривают его с точки зрения наличия определенных индивидуальных способностей. В зависимости от их направленности выделяют разные виды интеллекта, которые затребованы в решении интеллектуальных, эмоциональных и других задач. 

Определение и свойства интеллекта

Интеллект — это способность индивида узнавать новое, обучаться, развиваться и реализовывать запланированное невзирая на возникающие проблемы. Под общим названием “интеллект” подразумевается совокупность всех видов познавательной активности человека:

  • мышления, направленного на создание представлений, понятий и суждений;
  • память, которая ответственна за фиксацию понятий, их хранение и воспроизведение;
  • восприятие, как целостную оценку явлений, происходящих во внешнем мире;
  • ощущение, возникающее на фоне воздействия раздражителей на сенсорную систему;
  • воображение — процесс создания и контроля образов, способность делать выводы.

Множество трактований понятия “интеллект” схожи в том, что они рассматривают его, как структуру, которой присущи определенные свойства:

  • стремление к познанию нового;
  • способность выделять основное на фоне несущественных деталей;
  • умение применять имеющийся набор знаний и навыков;
  • способность находить общее, делать выводы на основании последовательных размышлений;
  • умение приводить аргументы;
  • умение давать реалистичную оценку себе и окружающему миру;
  • способность к оценке ситуации в целом.

Все виды интеллекта базируются на перечисленных свойствах. Степень их развитости определяет уровень интеллекта каждого человека. 

Почему интеллект разный

Такое понятие как “интеллект” — относительно молодое. Первые исследования и работы ученых, касающиеся его, датируются началом прошлого столетия. В числе первых исследовали уровня и особенностей мыслительных способностей более ста лет назад были французские ученые Т. Симон, А. Бине. Они дали определение интеллекту, как способности выполнять с поставленные задачи, принимать участие в общественной и культурной жизни, адаптироваться к изменению условий. 

Сегодня под интеллектом подразумевается присущий человеку набор качеств, которые определяют его способность мыслить определенным образом. Дефицит этой способности в одной сфере может быть компенсирован за счет более развитой в другой. Например, люди, у которых не очень хорошо развита речь, способны внимательно слушать собеседника, сопереживать ему. 

Когнитивные способности (умственные) хорошо проявляются в деятельности, которой занимается человек. Зачастую способности, востребованные в одной сфере деятельности, оказываются практически не задействованными в другой, поэтому они не развиваются или находятся на низком уровне. Например, умение четко излагать мысли, использовать в речи метафоры, необходимое литератору, совсем необязательно для программиста, математика. Им важно обладать способностью к логическому мышлению и числовым операциям.

Прочтите также:  Что такое гендер и какие о нем стереотипы?

У разных людей разнится не только уровень развития отдельных способностей, но и характер мыслительных процессов. Очень сильно отличается мышление у человека, занимающегося точными науками и гуманитария. Это не значит, что у кого то из них оно лучше или хуже. Просто стили мышления разные.

Такое понятие, как творческое мышление, выделяют в отдельный кластер. Считается, что в современной жизни без способности к креативу нельзя обойтись в большинстве отраслей науки, практической деятельности. Определить уровень творческого мышления в цифровом эквиваленте невозможно при помощи тестовых методик. Но у исследователей есть возможность выявить стиль и механизмы, которые человек задействует, когда выполняет творческие задания. 

Классификация интеллекта по Гарднеру

Американский ученый Говард Гарднер стал автором теории “множественного интеллекта”. Согласно ей, человек обладает большим спектром познавательных способностей, которые мало зависят друг от друга. Например, человек, которому легко дается математика не обязательно умнее того, который испытывает трудности в этом предмете. Тот, кто тратит больше времени и усилий, чтобы решить задачу или пример, имеет определенные преимущества:

  1. он учится приходить к решению другими путями;
  2. получает возможность успешно реализоваться в других сферах, которые не связаны с математикой;
  3. нередко ищет ответ к задаче, задействовав механизмы, отличные от тех, которые использует “математик”. 

Часто такое понимание предмета (в описанной ситуации — математики) со стороны может показаться медлительностью. Однако, такое определение в корне неверно. За ним часто скрывается интеллект очень сильного математика, который видит возможности решения на более глубоком уровне, чем тот, кто “щелкает” задачи по заученной схеме. 

В своих книгах Гарднер подробно рассказывает о том, как он видит разные типы интеллекта человека. Рассмотрим коротко их и мы.

Логико-математический

Люди с доминирующим логико-математическим интеллектом легко справляются с заданиями, связанными с необходимостью производить математические действия, оперировать цифрами и конкретными понятиями. Те, у кого преобладает логико-математический интеллект, с большим желанием проводят время наедине с цифрами, за созданием кодов, головоломок, логических задач. Область применения способностей очень широкая. Часто люди становятся: 

  • программистами;
  • математиками;
  • специалистами по логистике;
  • финансистами;
  • инженерами;
  • аналитиками;
  • композиторами.
Прочтите также:  Что такое целесообразность и как ее определять?

Талантливые детективы, способные находить незаметные для других взаимосвязи между фактами и событиями, тоже имеют логико-математический интеллект.

Вербально-лингвистический

Преобладание этого типа интеллекта дает возможность очень четко и грамотно излагать мысли, преобразовывать в связный и понятный текст даже самые сложные идеи и мысли. Люди, у которых доминирует вербальный интеллект, обожают общение. Они разговаривают так, что собеседникам всегда очень интересно, обладают даром убеждения, умело используют факты. Нередко вербальный интеллект помогает человеку стать лидером. 

Доминирующий тип интеллекта отражается на том, какой профессиональный выбор делают люди. Они часто становятся:

  • писателями;
  • журналистами;
  • историками;
  • актерами.

Среди тех, у кого доминирует вербальный интеллект, немало людей с дислексией. Это расстройство не мешает им быть очень успешными в профессиях, связанных с общением, умением красиво и понятно изъясняться. 

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта по-другому называют образным. Тем, у кого он доминирует, легко удается запоминать увиденные картинки. Люди обладают исключительной зрительной памятью. Они способны увидеть один раз целую страницу текста и спустя время воспроизвести ее содержание или вспомнить черты лица человека, увиденного лишь однажды. Зато материал, который пришлось выучить наизусть, у них очень быстро забывается. 

Зачастую люди с пространственно-визуальным интеллектом становятся:

  • строителями и архитекторами;
  • художниками, скульпторами;
  • инженерами;
  • моряками, летчиками.

Добиваться успехов на выбранном поприще им помогает способность замечать даже самые незначительные детали, которые другим незаметны, способность представить, как могут выглядеть или располагаться в пространстве разные предметы. Хорошо развитый пространственный интеллект позволяет легко ориентироваться на местности, делать эскизы, опираясь на словесное описание. 

Натуралистический

Натуралистический или природоориентированный тип интеллекта проявляется у людей, которые легко взаимодействуют с животным и растительным миром. Они замечают все вокруг, с интересом исследуют животных и растения, их особенности, происходящие с ними процессы, легко дают описания и систематизируют виды. 

Среди людей с природным интеллектом много:

  • биологов;
  • фермеров;
  • ветеринаров;
  • химиков;
  • агрономов;
  • садоводов;
  • поваров;
  • химиков.

Многие реализуют свой природный натуралистический интеллект в общении с природой — создавая интересные композиции из растений, гуляя в лесу, возле реки.

Прочтите также:  Что такое обаяние и как понять насколько ты обаятельный?

Межличностный или интерперсональный интеллект

Он преобладает у людей, которые хорошо чувствуют настроение, эмоции, понимают желания других. При развитом интерперсональном интеллекте очень заметна способность легко налаживать взаимодействие даже с незнакомцами. 

Люди с хорошо развитым межличностным интеллектом становятся:

  • учителями;
  • психологами;
  • специалистами по работе с кадрами;
  • социальными работниками.

Вне рабочей обстановки они проявляются, как интересные собеседники, те, на чью помощь всегда можно рассчитывать. 

Внутриличностный или интраперсональный интеллект

Люди с хорошо развитым внутриличностным интеллектом ориентированы на свой внутренний мир. Они много размышляют, рефлексируют, зачастую хорошо понимают причины собственных эмоций и поступков, сравнительно легко справляются со стрессовыми ситуациями. 

Тех, у кого доминирует этот тип интеллекта, выбирают профессию:

психолога;

философа;

писателя;

историка.

Интраперсональный тип мышления считается самым сложным. Те, у кого он преобладает, активно интересуются глобальными проблемами, много размышляют о смысле бытия и других экзистенциальных вопросах. 

Музыкально-ритмический

Способности этого типа проявляются уже в первые годы жизни, когда ребенок заслушивается музыкой, пытается напевать мелодии, с удовольствием раскачивается в такт музыке или отбивает ритм. Из таких малышей вырастают талантливые музыканты или просто ценители музыки. 

Кинестетический (телесный)

Для людей с преобладанием телесного интеллекта познание мира происходит через тактильные ощущения. Они помогают понять свойства предметов, их форму, сформировать свое отношение к ним. Среди ярких кинестетиков очень много спортсменов;

  • танцоров;
  • массажистов;
  • врачей.

Способность очень чутко реагировать через прикосновения сочетается у них с хорошо развитым пространственным мышлением.

Эмоциональный

Этот тип интеллекта называют едва ли не самым важным для эффективного взаимодействия с другими людьми и достижения хороших результатов во всех сферах жизни. Эмоциональный интеллект связывают с умением глубоко понимать свои и чужие эмоции, их происхождение и способы управлять ими максимально экологично.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает в работе людям помогающих профессий — медикам, психологам, социальным работникам. Он необходим педагогам, специалистам по кадрам и всем тем, кто работает в контакте с другими людьми. 

В идеале, работать над “прокачкой” своего эмоционального интеллекта стоит каждому человеку независимо от его возраста и профессии. Тогда отпадут многие трудности и проблемы, которые мешают двигаться по жизни уверенно и испытывать удовлетворение.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком