Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения

Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?

Таксономия Блума что это такое

Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.

Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.

Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.

Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)

Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:

  • знание;
  • понимание;
  • применение;
  • анализ;
  • синтез;
  • оценка.

На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:

Уровень пирамиды Определение Действия педагога Действия ученика Глаголы
Знание Выделение важной информации Рассказать, показать, при необходимости направить Принять, запомнить, распознать Перечислить, запомнить, назвать
Понимание Понимание полученной информации, объяснение своими словами Сравнить, противопоставить, продемонстрировать Объяснить, преобразовать, продемонстрировать Обсудить, определить, рассказать
Применение Применение новых знаний в конкретных ситуациях Наблюдать, помогать, критиковать Показать знания, решить поставленные задачи Применить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать

Анализ Разделение информации на отдельные, связанные между собой части Направить, исследовать, проинформировать Разделить, обсудить, раскрыть Проанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить
Синтез Обобщение информации Обобщить, оценить, порассуждать Обобщить, сформулировать, спланировать Сгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить
Оценка Оценивание знания согласно определенным критериям Уточнить, допустить, гармонизировать Провести дискуссию, оценить, выбрать Доказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить
Прочтите также:  Кто такой агностик. Разница между агностиком и атеистом


Каждый новый уровень пирамиды, согласно таксономии Блума, базируется на предыдущем. Основа — получение знаний, запоминание. А главная цель — независимая оценка.

Три области обучения

Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Когнитивная

Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.

Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:

Уровень Примеры Инструменты
Знание Цитирование правил техники безопасности, котировки цен наизусть Выделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек
Понимание Записать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понял Аналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете
Применение Высчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистики Практические занятия, обучение в группе
Анализ Выявить сделанные в рассуждениях логические ошибки
Синтез Составить инструкцию Пример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели
Оценка Выбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение

Аффективная

Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:

Процесс Описание Пример Ключевые слова
Восприятие Готовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросах Уважительно выслушать другого человека Признание, внимательность, понимание
Реагирование Учащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечать Участие в обсуждении, работа с презентациями Ответить, помочь, исполнить, рассказать
Усвоение ценностей Человек придает ценность явлению или объекту Проявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократии Ценить, оберегать, инициировать, делиться, уважать
Организация ценностей Учащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликты Ученик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять баланс Связать, сравнить
Интернализация ценностей У учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемо В самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они есть Действовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать
Прочтите также:  Транзактный анализ: примеры метода, игры Берна

Заключение

Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком