Прием инсерт метод критического мышления

Инсерт – это один из приемов технологии развития критического мышления, который позволяет ребенку научиться самостоятельно добывать важную для себя информацию и вырабатывать собственную позицию относительно нее. Также ученик получает навыки обсуждения, отстаивания своей точки зрения и признания своих ошибок.

Что это такое инсерт

Инсерт – это метод технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Применяется он в начале изучения новой учебной информации. Чтобы понять, что это такое – инсерт на уроке, достаточно узнать, что его название является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

Как использовать

Метод работает в 5 этапов. Они последовательны и обязательны.

На первом обучающимся предлагается к чтению статья или параграф из учебника, в которой они делают специальные пометки четырех видов:

«V» – это та информация в тексте, которая ребенку уже знакома;

«+» это тезисы и мысли, которые являются для читающего новыми;

«-» это противоречия той информации, которую ребенок уже знал ранее;

«?» – это те моменты в тексте, которые непонятны читающему и требуют дополнительных объяснений для него.

На втором этапе инсерта предлагается составить таблицу:

V + ?
В этом столбике тезисно отмечаются уже известные ранее факты Здесь записывается информация, которая оказалась новой В этой графе отмечаются противоречия: факты, которые не соответствуют прежним знаниям читающего Здесь перечисляются дополнительные вопросы и непонятные моменты.


На третьем этапе несколько учеников читают все, что они записали. Без обсуждений и критики со стороны педагога и одноклассников.

На четвертом этапе обучающимся предлагается прочитать текст вновь и дописать таблицу, если в этом появится необходимость. При этом дети начинают более глубоко осмысливать прочитанное, и, как следствие, дополнять записи и перемещать некоторые из одной колонки в другую.

На заключительном, пятом этапе идет процесс рефлексии. Здесь обучающиеся обсуждают получившиеся таблицы друг с другом, делятся понятым, анализируют процесс накопления знаний. Теперь им становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в более понятный.

Нюансы применения приема ТРКМЧП инсерт

Прочтите также:  Шестишаговый рефрейминг техника позитивных изменений

При работе с приемом инсерта в начальной школе и в старших классах необходимо учитывать некоторые нюансы:

  • При знакомстве обучающихся с техникой инсерта лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы у них была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Здесь же, при знакомстве с техникой, тезисы можно проговаривать устно, чтобы все в классе поняли, как они правильно формулируются.
  • Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.
  • В начальной школе есть вариант упрощенной таблицы с колонками «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы могут заполняться не только индивидуально каждым обучающимся, но и попарно или в небольших группах.

Когда использовать прием инсерт

Наиболее удобный момент использования приема инсерт – занятие на новую тему или урок для актуализации новых умений и знаний. При использовании этого приема ученик должен читать текст не пассивно, а внимательно. Инсерт способствует тому, что обучающийся начинает концентрироваться на каждой строке, в том числе на невнятных для восприятия частях текста, которые прежде он предпочитал просто пропускать. Метод наиболее актуален тогда, когда необходимо переработать крупную часть новой теоретической информации.

Прием инсерт в рамках уроков по ТРКМЧП

Занятия по формированию критического мышления посредством чтения и записывания выстраиваются по определенной системе:

  1. Первый этап – вызов. Его задача – подготовить детей к пониманию новой учебной информации. Здесь, например, подойдут такие методики, как кластеры, мозговой штурм или корзина идей.
  2. Второй – осмысление. Он предполагает получение нового материала, введение новых определений и терминов. Здесь можно применить, например, метод «чтение с остановками» или таблица «Знаю. Хочу знать. Умею».
  3. Третий – размышление. На нем усваиваются новые знания, соотносятся с имеющимся опытом, сравниваются, анализируются и оцениваются. Здесь подойдет прием составления синквейна или эссе.

Преимущества и недостатки приема инсерт

К положительным сторонам метода можно отнести активность на уроке каждого ученика, заинтересованность обучающихся в подробном и осмысленном чтении, возможность обсудить свои мысли с одноклассниками и формирование умения осмысленно читать все, что написано, а не только то, что интересно или точно понятно, упуская скучное и невнятное.

Прочтите также:  Развитие ребенка до года: календарь возрастных кризисов и график скачков по месяцам

К минусам приема относится достаточно высокая энергозатратность: читая текст, приходится рассредоточить внимание на пометки и одновременное понимание, к какой группе фактов отнести ту или иную запись.

Заключение

Инсерт можно использовать на уроках литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии, и на других учебных предметах. Он позволяет воспринимать прочитанное на осознанном уровне, не выпуская главного и уделяя внимание каждому записанному слову. В результате уровень усвоения знаний оказывается достаточно высоким.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком