Потенциал личности — что это такое, реализация

Личностный потенциал – это комплекс врожденных и приобретенных особенностей и возможностей человека, помогающий ему добиться успеха в жизни. В психологии выделяют разные виды потенциалов. Например, познавательный, ценностный, созидательный, эстетический и потенциал межличностного общения. Разберем подробнее, что такое личностный потенциал и его понятие. Определим, какова структура психологического потенциала личности, как его развить.

Что такое личностный потенциал

Название образовано от латинского слова potentia, что переводится как «сила», «возможность». Потенциал личности в психологии – это комплекс еще не раскрытых или не используемых задатков, способностей, умений, знаний, навыков, склонностей, особенностей характера и темперамента, личных качеств. Личностный потенциал можно определить как способность управлять психологическими ресурсами в собственных интересах.

В. Н. Марков и Ю. В. Мирянин определяют личностный потенциал как сумму личностных ресурсов в разных областях: здоровье, учеба, работа, семья, общение и другие. Г. М. Зараковский рассматривает это как самоэффективность человека. Исследователь считает, что от потенциала напрямую зависит качество жизни индивида. Кроме этого, многие авторы связывают личностный потенциал с адаптивными способностями человека и необходимостью подстраиваться под требования общества.

Интересно! Раскрытие потенциала личности – это процесс самоактуализации и самореализации.

Типы потенциала личности

Потенциалы личности и их характеристика в типологии М.С. Кагана (основа классификации – социальная деятельность личности):

  1. Познавательный (гносеологический). Это объем и качество информации, которой обладает человек. Причем речь идет обо всех знаниях: о мире, обществе, самом себе и т.д. Качество и объем зависят от жизненного опыта, образованности и природного склада ума индивида.
  2. Ценностный (аксиологический). Это идеалы, цели, убеждения, стремления, которыми человек обзавелся в процессе жизнедеятельности. Все это входит в структуру сознания и самосознания личности.
  3. Созидательный (творческий). Это знания, умения и навыки человека, помогающие ему создавать, творить, выполнять какую-то деятельность. Речь идет как о воспроизведении по образцу (репродуктивный труд), так и о создании чего-то уникального (продуктивный труд).
  4. Потенциал межличностного общения (коммуникативный). Это формы, средства и объем коммуникаций, которые имеются у человека. А также это содержание общения человека в каждой из социальных ролей.
  5. Эстетический (художественный). Это сила и содержание художественных потребностей человека, а также средства и особенности их удовлетворения. Говоря простыми словами, это потребность в творческом самовыражении, демонстрации своей уникальности.

Каждый из названных типов потенциала развивается только в процессе активной деятельности. Однако одного желания и стремления мало, должны еще быть природные задатки и соответствующие внешние условия (психолого-педагогическая среда развития индивида).

Прочтите также:  Гаптофобия (боязнь прикосновений): симптомы и лечение тактилофобии

Важно! Проблема определения личностного потенциала человека в психологии в том, что не выделено единого определения и структуры для него.

Три вектора развития ЛП

Из-за отсутствия единого определения понятия возникают трудности с обозначением плана по развитию потенциала. Однако психологи сходятся во мнении, что существует три вектора развития потенциала личности:

  1. Развитие человека как биологического существа. Речь идет о физическом, психологическом здоровье и развитии в соответствии со всеми возрастными нормами. Итог такого развития – здоровый, зрелый и исправно работающий организм.
  2. Развитие человека как социальной единицы. Под этим подразумевается процесс социализации – вхождения в общество. Итог такого развития – социальный индивид, то есть человек, который смог приспособиться к жизни в обществе, подстроиться под его требования и принять на себя выдвигаемые социальные роли.
  3. Развитие человека как личности. Под этим подразумевается отстаивание личностью своей уникальности без отказа от принятых норм общества и социальных ролей. Это борьба за автономию с сохранением сопричастности. Итог – независимая личность, успешно взаимодействующая с другими людьми.

Последнее направление развития подразделяется еще на два элемента:

  1. Развитие до совершеннолетия. Это период работы над саморегуляцией – способностью управлять своим поведением. Человек учится контролировать себя, жить согласно законам (прописным и негласным) его общества. Он становится активным субъектом общества.
  2. Развитие после совершеннолетия. Человек становится активным субъектом своей жизни. Теперь он регулирует собственное поведение не только в рамках требований общества, но и в рамках тех требований, которые он сам к себе выдвигает.

Полноценное раскрытие потенциала личности возможно только при движении по всем трем векторам.

Структура личностного потенциала

Личностный потенциал включает в себя две главные подструктуры и вспомогательные качества, на которых он базируется и которые помогают в его раскрытии. Представим это в виде таблицы:

Главные подструктуры Базовые качества
Реализованные способности, то есть то, что человек уже знает, умеет, использует, делает. Системное мышление
Организационные навыки
Коммуникативные компетенции
Умение работать в команде и в условиях стресса, неопределенности
Потребность в самообразовании, саморазвитии и умение самообучаться, саморазвиваться
Нереализованные способности, то есть то, чего человек еще сам о себе не знает, потому что пока не было нужды в этом, скрытые способности не были востребованы. Навыки рефлексии
Лидерские способности
Высокие адаптивные способности
Умение жить, работать, творить в психологически, экономически и социально нестабильных условиях
Способность противостоять неблагоприятным психологическим, социальным и экономическим факторам
Креативность
Психологическая гибкость и подвижность мышления
Навыки оптимизации собственного поведения
Стремление к ЗОЖ
Прочтите также:  Типы мужчин в отношениях с женщинами — психология


Качества нужны как для тех способностей, что уже раскрыты, так и для тех, которые предстоит раскрыть.

Как реализовать свой потенциал

Процесс по созданию условий для раскрытия потенциала и называют развитием последнего. Цель работы – преобразовать потенциальное в актуальное. Второе – то, что вы уже используете, знаете о себе. Первое – то, что чуть сложнее второго, то есть ближайшая зона вашего развития.

Итак, как сформировать и развить личностный потенциал:

  1. Определитесь с ключевой целью в жизни. Только так вы сможете понять, какие способности вам нужно развивать, какими знаниями, умениями и навыками обзаводиться.
  2. Обозначьте промежуточные цели и задачи. Подумайте, что нужно для каждой из них. Составьте пошаговые планы для достижения каждой. Выберите первую, самую ближайшую цель.
  3. Определитесь с главным видом деятельности и сферой, в которых вы можете раскрыть свой потенциал. Подумайте, насколько этому соответствует то, чем вы занимаетесь сейчас. Возможно, пришло время сменить профессию, выбрать новое хобби и т.д.
  4. Прямо сейчас сделайте первый шаг. Например, если вы решили освоить одну из интернет-профессий, то найдите курсы и запишитесь. Начните с бесплатных вебинаров, вводных занятий или видео-лекций.
  5. Ведите личный дневник. Это может быть дневник эмоций, достижений, неудач – что угодно.
  6. Освойте техники тайм-менеджмента и организуйте свое время. Многие люди даже не замечают, сколько часов у них отнимают пожиратели времени. А ведь все эти минуты можно потратить на развитие личностного потенциала.
  7. Разрешите себе ошибаться. Учитесь признавать ошибки и извлекать из них уроки. Воспринимайте трудности как возможности для роста. Ищите другие пути решения проблемных ситуаций.
  8. Избавляйтесь от комплексов и других проблем. Работайте над повышением самооценки, развитием оптимизма, уверенности в себе и других качеств, которые важные для самореализации (смотрите таблицу со структурой потенциала).

Обратите внимание! Реализация потенциала личности – это беспрерывный и бесконечный процесс. Зона ближайшего развития есть всегда. В психологии вообще существует мнение, что человеческий потенциал безграничен, его нельзя полностью раскрыть даже за всю жизнь.

Рекомендации

Г.М. Зараковский полагает, что развить и раскрыть потенциал можно при помощи порядочности, справедливости, доброты, верности, оптимизма, дружелюбия, искренности, продуктивности, результативности, естественности, саморазвития и рефлексии. На основе этого мы подготовили еще несколько практических рекомендаций.

Чтобы выпустить свой потенциал, сконцентрируйтесь на трех составляющих:

  1. Постановка целей. Подумайте, какие инструменты помогут вам стать самими собой, пройти свой путь по жизни, добиться успеха и стать счастливыми.
  2. Достижение целей и общая продуктивность. Подумайте, как вы будете себя мотивировать.
  3. Стрессоустойчивость или жизнестойкость. Учитесь сохранять продуктивность вне зависимости от внешних обстоятельств.
Прочтите также:  Кинесика — средство общения. Что относится к кинесике

Будьте организатором, исполнителем, мотиватором и контролером в своей жизни. Учитесь у тех, у кого получается воплощать свои идеи в жизнь, но не подражайте им и не подчиняйтесь другим людям.

Мой опыт

Обо всем рассказывать долго. Расскажу кратко о раскрытии потенциала в работе копирайтером (как вы понимаете, путь еще не завершен – он бесконечен).

Когда-то я не знала, что такое ключи, тошнотность, читабельность и т.д. – страшные слова из мира копирайтинга. К первым текстам требования были минимальные – уникальность. Но для роста в профессии этого было недостаточно – нужно осваивать другие технические характеристики, сервисы проверки. Не один раз я оказывалась в ситуации «Я с этим не справлюсь. Я даже слов таких не знаю и вообще не понимаю, что здесь требуют от исполнителя». Но я понимала, что могу и должна в этом разобраться.

Так и было, изучив нужную литературу и поборов страх, я подавала заявку на более сложный заказ. Правда, война «я не справлюсь – справишься» продолжалась и в процессе выполнения. Но все получалось. И с каждым новым таким заказом требования становились все более понятными и простыми. Потом, конечно, появлялось что-то новое и сложное, но и это скоро становилось чем-то обыденным.

И так во всем: если у человека есть к чему-то способности это не означает, что ему все дается легко. Да, возможно, легче, чем тем, у кого нет ярко выраженных способностей к конкретному виду деятельности, но нелегко. Развитие личностного потенциала – это беспрерывная работа над собой, самообразование, преодоление трудностей и страхов и много-много практики.

Заключение

Говоря коротко и просто, личностный потенциал – это способность использовать свои способности. Чем больше человек раскрывает свой потенциал, тем выше его уверенность в собственных силах.

В каждом человеке изначально заложен мощный природный потенциал личности, нужно только раскрыть и понять его. Однако не всегда условия развития ребенка складываются таким образом, что он вырастает с четким понимаем того, какой он и на что способен. Поэтому первое, с чего следует начать работу над развитием потенциала, – самопознание, самоанализ, самодиагностика. А уже потом можно переходить к самореализации и самоактуализации.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком