Поделиться на Facebook
Самоанализ
Время чтения мин.Просмотры 12
Что это такое?
Кризисы длятся недолго, при благоприятных обстоятельствах – несколько месяцев. Это бурные сдвиги в развитии, которые способствуют резким переменам в психической сфере ребёнка. Кризис начинается незаметно, достигая более яркого выражения только к своей середине. Симптомы исчезают на этапе обретения, формирования особых новообразований.
К ним относят:
- психические;
- эмоциональные;
- социальные изменения сознания ребёнка, характеризующее его отношение к внешней среде, самому себе.
Появление принципиально новых психических свойств существенно меняет поведение – взрослые часто называют ребёнка капризным или плаксивым.
Почему возникает необходимость в психической перестройке?
Кризис 1 года жизни связан с увеличением возможностей ребёнка, появлением новых требований, предъявляемых к нему. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций на непонимание взрослыми – это самые явные признаки наступления кризисного периода.
Новое в психическом и эмоциональном развитии в один год
Помимо овладения ходьбой, становлением автономной речи, у ребёнка активно развивается мелкая, крупная моторика (как средство познания мира), мышление, воображение. Язык, на котором говорит ребёнок, со временем становится понятен, близким взрослым. Малыш учится задавать вопросы, повторять слова за взрослыми.
Даже при отсутствии необходимых навыков ребёнок пытается делать всё самостоятельно. Наблюдается избирательность в общении – неприятие чужих или излишняя требовательность к близким. Закономерно, что к новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности добавляются первые запреты, обуславливающие заботу родителей о здоровье малыша.
Когда ребёнок принципиально не согласен с предъявляемыми условиями, он начинает остро реагировать:
- плакать;
- драться;
- топать ногами;
- кричать.
Такой своеобразный протест транслируется с целью манипуляции, чтобы заставить взрослых пойти на поводу желаний ребёнка. Даже самый тихий и спокойный малыш становится непослушным, упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность не только к поощрениям, но и порицаниям.
Сила и выраженность негативных реакций ребенка во время возрастного кризиса зависят от обстановки в семье.
К концу кризисного периода характерными новообразованиями являются:
- самостоятельная ходьба;
- автономная речь;
- мотивирующие представления;
- самосознание;
- изменение социальной ситуации развития.
Ввиду особенностей развития и воспитания, обстановки в семье и ряда других факторов степени сформированности новообразований может быть качественно различной.
Самостоятельная ходьба
Автономная речь
Если раньше эмоциональный дискомфорт транслировался с помощью криков или гуления, то с возрастом малыш начинает лепетать, повторять отдельные слоги, подражать звукам речи взрослых. К году появляются первые осмысленные слова.
Мотивирующие представления
Это основное новообразование первого года жизни, которые способствуют становлению личности и появлению независимости. Мотивирующие представления – это удерживаемый ребёнком образ объекта, который побуждает к действию. Малыш становится способным к активности не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под действием всплывающих в памяти образов и представлений.
Мотивирующие представления принципиально изменяют поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающей действительностью, они превращают его из объекта в субъект деятельности.
Самосознание
Прочтите также: Амбивалентность: проявление, причины, лечение