Кризис одного года: что является содержанием и причинами?

Содержание

В чем суть?

Ребёнок начинает вставать на ноги, учиться самостоятельно ходить, свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан до этого.

Ведущая деятельность у малышей

Ведущим видом деятельности ребёнка данного возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым превращается в форму, инструмент, средство её организации. Малыш стремится освоить действия с предметами, ориентируясь на модель поведения родителей. Взрослый становится эталоном, образцом для повторения отдельных манипуляций с предметами быта.

Совместная деятельность становится предметной, потому что её мотив заключается в самом предмете, способе его употребления. Общение во время протекания кризиса приобретает форму организации предметной деятельности, а происходит оно на момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.

Общение развивается интенсивно, постепенно становится речевым – овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

Прочтите также:  Музыкотерапия метод психологической коррекции, упражнения

Причины появления

Что влияет на процесс?

Длительность и степень кризиса в разных детей может значительно отличаться. На это влияет как темперамент ребёнка, так и стиль воспитания, выбранную родителями модель поведения.

Кризис – это всегда тяжело, но справиться с трудностями поможет правильная стратегия.

  1. Развивающая среда. Суть заключается в то, что малыша можно и нужно знакомить с разными предметами. Стоит предложить ему вещи, отличающиеся по цвету, размеру, форме, текстуре. Это необязательно должны быть игрушки – любые безопасные предметы вокруг.
  2. Безопасность. Ребёнку необходимо удовлетворить потребность в самостоятельности. Взрослому достаточно только обезопасить окружающее пространство.
  3. Соблюдение режима. Самостоятельность и автономность – это не вседозволенность. Ребёнок должен знать о существовании определённых границ и необходимости придерживаться определённых правил. В первую очередь, это касается распорядка дня.
  4. Самостоятельность. Родителям необязательно контролировать все манипуляции, которые малыш осуществляет с окружающими предметами. Он активно познаёт мир и не нуждается в навязчивых советах, подсказках или исправлениях.

Нельзя реагировать на потребности ребёнка криками и наказаниями. Малыш только учится испытывать разные эмоции, реагировать на них, демонстрировать окружающим. Взрослым необходимо проявить осмотрительность и осторожность, терпеливость и самообладание.

Зачем нужен этот период?

Кризис первого года жизни возникает для того, чтобы ребёнок мог понять, насколько безопасна та обстановка, в которой он живёт, может ли он доверять взрослым и самому себе, ведь возможности, как оказалось, безграничны.

Прочтите также:  Компульсивное переедание: симптомы, лечение, как бороться

Кризис нужен для того, чтобы научиться взаимодействовать с окружающей действительностью, быть её активным компонентом.

Почему важно понимать ребёнка?

Заключение

Кризис первого года жизни – это закономерный период в развитии ребёнка, которого невозможно избежать. Чтобы негативные проявления не портили взаимоотношения между домочадцами и не влияли на стиль воспитания, взрослым целесообразно придерживаться особых правил поведения, которые благоприятно повлияют на развитие ребёнка и спокойствие родителей.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком