Содержание
Кризис одного года: что является содержанием и причинами?
Содержание
В чем суть?
Ребёнок начинает вставать на ноги, учиться самостоятельно ходить, свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан до этого.
Ведущая деятельность у малышей
Ведущим видом деятельности ребёнка данного возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым превращается в форму, инструмент, средство её организации. Малыш стремится освоить действия с предметами, ориентируясь на модель поведения родителей. Взрослый становится эталоном, образцом для повторения отдельных манипуляций с предметами быта.
Совместная деятельность становится предметной, потому что её мотив заключается в самом предмете, способе его употребления. Общение во время протекания кризиса приобретает форму организации предметной деятельности, а происходит оно на момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.
Общение развивается интенсивно, постепенно становится речевым – овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.
Причины появления
Что влияет на процесс?
Длительность и степень кризиса в разных детей может значительно отличаться. На это влияет как темперамент ребёнка, так и стиль воспитания, выбранную родителями модель поведения.
Кризис – это всегда тяжело, но справиться с трудностями поможет правильная стратегия.
- Развивающая среда. Суть заключается в то, что малыша можно и нужно знакомить с разными предметами. Стоит предложить ему вещи, отличающиеся по цвету, размеру, форме, текстуре. Это необязательно должны быть игрушки – любые безопасные предметы вокруг.
- Безопасность. Ребёнку необходимо удовлетворить потребность в самостоятельности. Взрослому достаточно только обезопасить окружающее пространство.
- Соблюдение режима. Самостоятельность и автономность – это не вседозволенность. Ребёнок должен знать о существовании определённых границ и необходимости придерживаться определённых правил. В первую очередь, это касается распорядка дня.
- Самостоятельность. Родителям необязательно контролировать все манипуляции, которые малыш осуществляет с окружающими предметами. Он активно познаёт мир и не нуждается в навязчивых советах, подсказках или исправлениях.
Нельзя реагировать на потребности ребёнка криками и наказаниями. Малыш только учится испытывать разные эмоции, реагировать на них, демонстрировать окружающим. Взрослым необходимо проявить осмотрительность и осторожность, терпеливость и самообладание.
Зачем нужен этот период?
Кризис первого года жизни возникает для того, чтобы ребёнок мог понять, насколько безопасна та обстановка, в которой он живёт, может ли он доверять взрослым и самому себе, ведь возможности, как оказалось, безграничны.
Кризис нужен для того, чтобы научиться взаимодействовать с окружающей действительностью, быть её активным компонентом.
Почему важно понимать ребёнка?
Заключение
Кризис первого года жизни – это закономерный период в развитии ребёнка, которого невозможно избежать. Чтобы негативные проявления не портили взаимоотношения между домочадцами и не влияли на стиль воспитания, взрослым целесообразно придерживаться особых правил поведения, которые благоприятно повлияют на развитие ребёнка и спокойствие родителей.