«Корзина идей» прием критического мышления

«Корзина идей» это прием организации процесса обучения в начале урока, когда необходимо актуализировать у детей имеющиеся знания, выяснить их уровень осведомленности по нужной теме, дать возможность обменяться мнениями друг с другом и с учителем.

Алгоритм работы с приемом «корзина идей»

Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме:

  1. Педагог спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по той или иной проблеме.
  2. Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.
  3. Дети обмениваются информацией между собой в парах или небольших подгруппах. Ход обсуждения должен быть организован учителем: например, он может предложить ребятам находить совпадения и разногласия в предположениях. Этот этап продолжается также до 3 минут.
  4. Составляется список предположений. Хорошо, если он будет визуализирован: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. Высказываемые предположения не должны повторяться на доске.
  5. В ходе урока разрозненная в сознании детей информация выстраивается в логические цепочки с помощью педагога.
  6. По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».

Нюансы использования приема «корзина идей»

При реализации метода «корзина идей» есть некоторые нюансы, которым учителю необходимо уделить внимание.

  • Метод «корзина идей» можно использовать как в самом начале изучения новых учебных материалов, так и для разрешения существующих проблем, возникающих в ходе работы на уроке.
  • При высказывании предположений будет лучше, если учащиеся будут выражаться полными предложениями. Это позволяет использовать прием не только в познавательных целях, но и для формирования и развития умения устно говорить и логично излагать свои мысли.
  • На этапе, когда учитель записывает высказывания детей на доску, не должно быть никакой критики со стороны педагога. Записываются или приклеиваются на доску даже неверные мнения и мысли. Задача взрослого – подвести обучающихся к самостоятельному анализу ошибок. Этот нюанс обычно вызывает у учителей наибольшие трудности, так как они привыкли быть авторитетными и сразу поправлять ученика, если он что-то неправильно делает или говорит. Но в этом случае педагог мешает критическому мышлению ребенка качественно развиваться.
Прочтите также:  Теория множественных интеллектов Г. Гарднера

Преимущества приема «корзина идей»

Прием «корзина идей» на уроках в начальной школе формирует у обучающихся одно из наиважнейших умений – умение учиться и самостоятельно добывать информацию. Педагоги выделяют следующие плюсы использования этого метода:

  • Детям предоставляется возможность самостоятельно поставить цели урока, учителем задается только общее направление и темы.
  • К работе подключаются все дети, которые находятся в классе. Никому не удается побездельничать, у каждого спросят его мнение и выяснят уровень знаний.
  • Метод «корзина идей» является одновременно и групповой, и индивидуальной работой.
  • Записи на доске не должны повторяться. В связи с этим, ребенку нужно не только высказать свое мнение, но и послушать остальных, и соотнести свои мысли с мыслями одноклассников. У обучающегося восполняются свои пробелы в знаниях, развивается умение слушать и повышается уровень сформированности произвольного внимания и памяти.

Примеры использования приема «корзина идей» на уроках русского языка

На уроке русского языка с помощью приема «корзина идей» можно разбирать огромное количество тем. Вот некоторые из них:

  • Тема: «Глагол». На доску могут попасть различные предположения: вопросы, на которые отвечает эта часть речи (что делать? что сделать?), что обозначает глагол (действие предмета), какие бывают глаголы (совершенные, несовершенные) и многое другое – фантазия детей безгранична.
  • Тема: «Спряжение глаголов». Среди предположений, оказавшихся на доске, могут быть следующие: время, число, падеж, лицо глагола, окончания, слова-исключения.
  • Тема: «Безударные гласные в корне». Дети могут предложить различные идеи для записи по этому вопросу: чередование классных в корне; проверка однокоренными словами; непроверяемые слова, правильность написания гласной в которых необходимо запомнить.

Заключение

Прием «корзина идей» это прием критического мышления, позволяет учителю одновременно выяснить уровень знаний детей по какому-либо вопросу и сделать вступление в новую тему, заинтересовать обучающихся. В ходе работы удается поработать с каждым ребенком. Благодаря использованию данного приема у ребят формируются важные качества: умение высказывать свое мнение, слушать товарищей, запоминать сказанное и удерживать произвольное внимание.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком