Эксперимент Стэнли Милгрэма: подчинение авторитету

Эксперимент Милгрэма – интересное исследование человеческой природы, готовности следовать за лидером, нарушая при этом общепризнанные принципы и правила. Как далеко вы смогли бы зайти в подчинении авторитету? Получилось бы у вас выполнять все его указания даже тогда, когда они наносят вред другим людям? Стэнли Милгрэм и его исследования ответят на эти вопросы.

Стэнли Милгрэм – кто он

Стэнли Милгрэм – уроженец Нью-Йорка. Появился на свет в августе 1933 года. Учился в школе имени Джеймса Монро. Его одноклассником был ставший позднее довольно успешным психологом Филипп Зимбардо.

Для получения дальнейшего образования Стэнли выбрал Королевский колледж в Нью-Йорке. Он поступил на факультет политологии. Через время осознал, что не хочет развиваться в этой сфере. Но доучился.

Во время обучения в колледже Милгрэм заинтересовался социальной психологией. Первая попытка поступить в Гарвард на эту специальность закончилась провалом. Парню не хватило знаний. Он не отчаялся, а направил все силы на учебу. Так, за лето Стэнли прошел 6 курсов в 3 ВУЗах. Благодаря этому в 1954 году его мечта осуществилась – его приняли в Гарвард.

Еще в студенчестве Стэнли Милгрэм познакомился с Соломоном Ашем, изучавшим конформность. Стэнли даже был помощником в исследованиях и экспериментах именитого психолога.

После учебы он решает вернуться назад в США. Там продолжает работать в паре с Ашем, но уже в Принстоне. Их отношения сложно назвать дружескими. Скорее, это было успешное взаимодействие двух людей с одинаковыми интересами и взглядами на вопросы психологии.

Спустя год, Стэнли Милгрэм отправился в «свободное плаванье».

Общая информация об эксперименте Милгрэма

Цель эксперимента Милгрэма – понять, почему во Второй мировой войне жители Германии были так жестоки к узникам концлагерей. После того, как исследования были проведены в Америке, Стэнли хотел поехать с ними в Германию. Ему казалось, что немцы склонны подчиняться приказам авторитетных для них людей, несмотря ни на что. Но результаты опыта настолько ошеломили его, что он решил остаться в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. По словам самого Милгрэма он обнаружил в своих согражданах столько повиновения и подчинения, что поездки за границу утратили всякий смысл.

Спустя несколько лет эксперимент все же провели в других странах (Голландия, Германия, Испания, Италия, Австрия, Иордания). Результаты были такими же ошеломляющими, как и в США. Подробнее узнать о них можно в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority».

Об исследованиях и результатах рассказывали и другие авторы. Но в своих суждениях они допускали ошибку. В зверствах против невинных людей участвовали не только оккупанты граждане Германии. Часто подпись в документах о пытках или убийствах ставили их же сограждане, такие же жители оккупированных территорий. И очень часто немцы не имели к этому прямого отношения.

Получается, что в любой стране есть люди, готовые сделать больно и врагам, и своим соотечественникам. Речь не о том, что они слепо слушают приказы. Просто в их подсознании нет ограничений для проявления патологических наклонностей.

Прочтите также:  Дружба между мужчиной и женщиной: бывает или нет

Интересно, что тему такого нелепого подчинения поднимали еще до экспериментов Стэнли Милгрэма. Софокл в одном из своих трудов задавал вопрос о целесообразности повиновения в случаях, когда дела идут в разрез с совестью. Философ Томас Гоббс считал, что в происходящем виноваты не те, кто совершает преступные действия, а те, кто отдает приказы.

Интересно! «Пока я пишу эти строки, очень цивилизованные люди летают над моей головой и пытаются меня убить. Они ничего не имеют против меня лично, да и я ничего против них лично не имею. Как говорится, они лишь «выполняют свой долг». Без сомнения, большинство из них — добросердечные и законопослушные граждане, которым и в голову не придет совершить убийство в частной жизни. С другой стороны, если один из них сбросит бомбу, которая разорвет меня на куски, его сон от этого не ухудшится» Джордж Оруэлл.

На точку зрения и рассуждения Стэнли сильно повлияла книга Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме». В центре сюжета Адольф Эйхман, на котором лежит ответственность за убийство тысяч евреев. Преступления он оправдывал банальным выполнением своей работы.

Описание эксперимента Милгрэма

Исследование проводилось в Йельском университете. Участников было чуть больше 1 000. Испытуемым нужно было выполнять ряд указаний, которые противоречили их совести. Главный вопрос всего эксперимента: насколько далеко человек может зайти, подчиняясь авторитетному для него лицу?

Участники исследования были жителями Нью-Хейвена. В этой местности проживало около 300 000 человек. Выбор Милгрэма был неслучайным. Студенты университета не подходили по двум причинам:

  1. Они были одного возраста, знакомы с психологией.
  2. Есть риск, что молодые люди разболтают подробности эксперимента другим.

Для получения наиболее правдивых результатов нужны были люди разных возрастных категорий, социальных слоев, взглядов.

Для того, чтобы заинтересовать потенциальных испытуемых, Милгрэм напечатал объявление в газете. Он пригласил принять участие в изучении возможностей человеческой памяти и обучаемости. Всего откликов было около 300. Личное приглашение получили 12%. Среди этих людей были клерки, учителя, продавцы, инженеры и простые рабочие. У них было разное образование. Кто-то имел научную степень, а кто-то так и не закончил обучение.

20% участников было 20-30 лет, 40% 30-40 и еще 40% 40-50 лет.

Как проводился эксперимент Милгрэма

Исследование проводил экспериментатор – 31-летний учитель биологии. Он был бесстрастным и суровым. Роль «ученика» играл специально обученный актер, 47-летний бухгалтер. Стоит отметить, что он всегда был именно «учеником». Об этом остальные испытуемые не знали.

Участникам эксперимента рассказали о его цели – доказать или опровергнуть гипотезу о том, человек лучше запоминает информацию, испытывая боль. Экспериментатор предлагал разделиться на две группы:

  • ученики (подставное лицо);
  • учителя.

Если испытуемые не решали, кто и к какой группе примкнет, предлагалось провести жеребьевку. Ее результаты, конечно же, подтасовывались.



Итак, «учителя» и «выбранного» ученика просили пройти в отдельную комнату. Последнего с помощью ремней пристегивали к «электрическому стулу». Это словосочетание не зря в кавычках. Стул работал лишь на словах. Человек не испытывал ровным счетом никаких ощущений. Но «учитель» об этом не знал.

Человеку, игравшему роль учителя, рассказывали, как все будет происходить. Через электроды, закрепленные на руках «ученика», в его тело будет попадать электрически ток. Так будет каждый раз, когда он допустит ошибку в выполнении задания. «Ученик» делал видимость испуга, начинал сомневаться. Экспериментатор говорил, что удары причинят боль, однако ткани при этом повреждены не будут.

Прочтите также:  Синий цвет: значение в психологии женщины и мужчины

Следующий этап – инструктаж для «учителя». Ему нужно прочитать «ученику» словосочетания из двух слов. После сделать это еще раз. Но первое слово заменить 4 другими. Цель «ученика» –определить нужную пару. Отвечает он, нажимая на кнопку.

«Учитель» в это время в комнате рядом. Перед ним расположены 30 переключателей электрогенератора (от 15 до 450В). Они собраны в группы по силе удара: от слабого до опасного. После промаха «учитель» бьет «ученика» током. С очередной ошибкой сила удара увеличивалась на 15В. Последний удар – разряд в 450В. Он говорил от том, что испытание пора заканчивать.

Ответы подставного «ученика» были стандартными. В 3 парах слов из 4 он обязательно допускал ошибку. К концу одного листа с заданиями «ученик» получал 105В. Как только участник брал следующий лист, ведущий предлагал снова начать с 15В. Так «учитель» привыкал к своей роли. Если он сомневался в действиях, экспериментатор уговаривал продолжить. Для этого он проговаривал одну из нижеприведенных фраз:

  1. Продолжайте.
  2. Исследование требует, чтобы вы продолжали.
  3. Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.
  4. У вас нет другого выбора, вы должны продолжить.

Интересно, что эти фразы ведущий говорил по порядку. Если после 4 испытуемый продолжал сомневаться, опыт останавливали.

Подчинение авторитету в эксперименте Милгрэма

При силе удара в 105В «ученик» просил закончить исследования. С усилением напряжения он изображал все больший дискомфорт, боль. Если «учитель» колебался, экспериментатор успокаивал его, говоря, что снимает с него всю ответственность. И испытуемый продолжал работу, несмотря на крики подопытного.

Шокирующие результаты

Результаты эксперимента Милгрэма удивили всех, кто в нем участвовал, даже самого экспериментатора. Если сделать краткий отчет, то почти в каждом втором случае исследование было доведено до конца.

Для наглядности возьмем одну серию опытов. Из 40 человек 26 повышали напряжение до максимального показателя в 450В. При этом они не внимали крикам ученика, его мольбам о помощи.

Но это не самое страшное. Ни один из 40 участников не попытался завершить опыты при первых требованиях «ученика» освободить его. Они не остановились и тогда, когда он кричал от «сильной боли».

В целом результаты выглядели так:

  • до 300В не остановился никто;
  • 5 человек не захотели продолжать исследования уже после разряда в 300В;
  • 4 «учителя» прекратили работу после 315В;
  • 2 после 330В;
  • 1 после 345В;
  • 1 после 360В;
  • 1 после 375В;
  • 26 довели дело до конца.

Впечатляет, не правда ли?

Критика и обсуждения

Еще до начала эксперимента Стэнли Милгрэм предложил студентам психологического факультета Йельского университета высказать мнение относительно того, сколько человек дойдут до конца исследования. Они решили, что таких людей будет меньше 2%.

39 психиатрам был задан такой же вопрос. По их словам, напряжение до предела сможет повысить лишь 1 человек из 1000. 20% участников испытания дойдут до разряда 225В.

И студенты, и психиатры ошибались. Никто не думал, что результаты будут такими ошеломляющими. Пытаясь их объяснить, специалисты выдвинули ряд гипотез случившегося:

  1. На участников влияло нахождение в стенах ВУЗа.
  2. «Учителя» были мужчинами, которые от природы склонны к агрессии.
  3. Участники эксперимента Милгрэма не осознавали, какую боль причиняли ученикам.
  4. Испытуемые изначально были садистами.
Прочтите также:  Эффект плацебо — что это в психологии

Интересно, что ни одно предположение не было подтверждено. И вот почему:

  1. Авторитет учебного заведения не влиял на участников эксперимента. Для исследований Милгрэм использовал и другие площадки. Одна из них – арендуемое помещение в Бриджпорте с названием «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта». От перемены места итоги не изменились. Почти половина дошла до конца опытов.
  2. Женщины не оказались добрее мужчин. Как и представители сильного пола, они, нисколько не сомневаясь, уверенно шли к концу испытания.
  3. В еще одном эксперименте «ученика» попросили заранее сообщить «учителю», что у него есть нарушения в работе сердца. Во время исследований он начинал кричать о том, что испытывает сильную боль, что сердце его беспокоит. «Учителя» понимали это, но продолжали повышать напряжение, доведя в итоге его до максимального показателя. Получается, что испытуемые осознавали, какой вред могут нанести человеку.
  4. Участвующие в эксперименте не были садистами. Это доказано в более поздних исследованиях. При отсутствии ведущего до конца доходили лишь 20% «учителей». То же самое было и тогда, когда указания передавались в телефонном режиме. Если испытуемый мог самостоятельно выбирать разряд, 95% не превышали показатель в 150В.

И еще один немаловажный момент. В некоторых случаях испытуемого оставляли сразу с двумя исследователями. Первый говорил, что нужно остановить эксперимент. Второй требовал продолжения. «Учитель» останавливался.

Интересные факты

В 2002 году были опубликованы общие результаты всех экспериментов Милгрэма. Оказалось, что до наивысших показателей напряжения доходит 61-66% испытуемых. При этом место и время роли не играло.

В связи с этими данными возникает вопрос: что заставляет человека вести себя именно так? Откуда в людях такая жестокость? По мнению Милгрэма, виной всему прочно укоренившееся в подсознании желание находиться в подчинении у авторитетной личности. Испытуемые не находили в себе сил противоречить экспериментатору, дававшему жестокие указания.

Если бы ведущий не требовал продолжения «игры», «учитель» тотчас вышел бы из нее. Многие участники, видя страдания «ученика», нервничали, покрывались испариной, кусали до крови губы, умоляли освободить жертву. Наблюдатель рассказал об одном из испытуемых. Это был веселый, уверенный в себе человек. Буквально за треть часа его довели до нервного срыва. Он сильно переживал, бил себя, заламывал руки, но продолжал выполнять все указания экспериментатора.

Какой вывод после эксперимента сделал сам Милгрэм? У взрослых сознательных людей есть ярко выраженная готовность слепо следовать за авторитетом. И неизвестно, как далеко они могут зайти.

Заключение

Эксперимент Милгрэма пролил свет на множество вопросов, связанных с поведением обычного человека. В частности, он объяснил, почему во время войны люди так беспристрастно, жестоко и порой бездумно подписывали указ об убийстве своих же соотечественников. Оказывается, все мы склонны в той или иной мере подчиняться тем, кто является для нас авторитетом. Вопрос лишь в том, сможем ли мы пойти вразрез с нашими принципами и ценностями в этом подчинении, сможем ли остаться людьми.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком