Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители

В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. dualis, т.е. двойственность) это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон выделял две сущности — тело и душу.

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

  • Постулат о том, что любому явлению реальности свойственна двойственность, а значит, всякое явление таит в себе два полярных начала («+» и «-»);
  • Двойственность присуща и любому из полярных начал, в них содержится одна либо несколько характеристик, а, следовательно, и потенциал их антиподов (к примеру, во всяком мужском начале присутствуют характеристики женского начала и наоборот), чем объясняется их постоянное взаимодействие;
  • Противоположности тесно связаны между собой, их раздельное существование невозможно. Благодаря такому взаимодействию они сливаются в единую систему, являющуюся основой для их дальнейшего развития (т.е. только единство и борьба противоположностей представляют собой путь, ведущий к гармонии).
  • Непрерывный конфликт противоположностей представлялся дуалистам главной силой прогресса, без которой немыслимо любое развитие.
Прочтите также:  Как подвести мужчину к браку?

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

  • Гносеологическое, фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами. Например, последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
  • Антропологическое, выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
  • Онтологическое, разделявшее мир на идейный и телесный.

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Прочтите также:  Что такое правовая идеология: понятие, структура, виды

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.

Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.

Концепция Рене Декарта

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

  1. Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
  2. Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концепции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом.
Прочтите также:  Дуализм в философии как закон жизни

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

  • интеракционизм, допускающий как проявление материальных последствий по ментальным причинам (к примеру, из-за пожелания конкретного индивидуума), так и наступлении последствий ментального характера по причинам материального плана;
  • окказионализм, относящий всякое взаимодействие духовного и физического начал к непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материальными основами принципиально не возможно;
  • параллелизм, сторонники которого выдвинули теорию о ментальных причинах, способных вызывать лишь последствия ментального характера, и физических причинах, вызывающих исключительно физические последствия, что поддерживается установленной Богом гармонией;
  • эпифеноменализм, чьи последователи выдвинули теорию, согласно которой событие ментального типа не способно вызвать физические последствия, так как их вызывают исключительно физические события, а ментальные ни к чему не приводят.

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком