Дети дерутся — самые частые причины детской агрессии

“Мои дети дерутся из-за любого пустяка! Что делать?” “Он еще такой маленький, а уже бьет меня! Неужели с моим ребенком что-то не в порядке?” Такие вопросы часто слышат психологи от родителей.

Злость, гнев, страх — это базовые эмоции, которые пробуждаются в ребенке и вызывают агрессивное поведение. То, на что или на кого он его направляет, каким образом выплескивает, во многом зависит от реакции окружающих, в первую очередь — родителей.

Почему это происходит

У эмоций — злости, гнева, страха может быть множество причин, но у них нет цели. Они просто возникают и порождают агрессивное поведение. А оно уже направлено на определенную цель:

  • стремление получить желаемое;
  • необходимость снять раздражение или чрезмерное напряжение;
  • защиту в опасной ситуации (реальной или воображаемой);
  • желание привлечь к себе внимание.

В определенные возрастные периоды проявления и причины детской агрессии разные. Самые маленькие кусаются, замахиваются кулачками на родителей, братьев и сестер, детки старше года плюются, толкаются, а в дошкольном и школьном возрасте драки между сверстниками становятся едва ли не обыденностью.

Виды агрессии Проявления агрессии
Физическая кусания, толкания, драки с другими детьми, родителями
Вербальная обзывание
Пассивная ребенок отказывается делать то, о чем его просят под видом забывчивости или делает, но очень медленно, нехотя.
Аутоагрессия ребенок наносит себе повреждения, выбирает опасные занятия, высказывает самоуничижение и самообвинение.

Независимо от возраста, если ребенок дерется, нельзя игнорировать это явление и надеяться, что “перерастет” или “само пройдет”. Важно понять, что именно вызывает такое поведение ребенка и помочь ему справиться с эмоциями, побуждающими к агрессивным действиям.

От полугода до 1 года

Единственный способ коммуникации младенца с внешним миром — крик и плач. Именно так он обращает внимание мамы и других близких на свои потребности. Если взрослые долго не реагируют, то малыш злится, кусается, сжимает кулачки.

С первых дней жизни ребенок активно знакомится с миром, изучает его, а также определяет границы дозволенного со стороны других людей. Мамы зачастую замечают момент, когда ее кроха пытается понять, что можно и нельзя, глядя в глаза и кусая ее грудь.

С 1 до 2 лет

Год — это возраст, когда малыш начинает самостоятельно передвигаться и активно знакомиться с миром. Он требует пространства и свободы действий, не осознавая еще, что они могут быть опасными. Родительские запреты и ограничения на перемещение, доступ к определенным предметам обстановки вызывают у ребенка возмущение и злость. Он начинает кричать, бросать в родителей игрушки, кусаться и щипаться.

С 2 до 3 лет

В этом возрасте дети дерутся чаще всего с родителями, а те, кто уже посещает детский сад — со сверстниками. Причина драк — ограничение свободы, а также неумение объяснить свои потребности и попросить о помощи. У малышей возникают сильные эмоции, которые они выплескивают через физические действия.

Трехлетки кидаются к родителям с кулаками, желая продемонстрировать свою взрослость. В подражание старшим, они хотят все делать самостоятельно — подолгу занимаются складыванием игрушек, одеваются и обуваются. А попытки помочь им воспринимают, как непризнание их самостоятельности, поэтому бью тех, кто не выдерживает долгие занятия.

С 4 до 7 лет

После 4 лет большинство детей хорошо разговаривают и могут выразить свои желания, эмоции. В ответ на запреты они вместо кулаков используют слова, когда общаются с родителями. Но в коммуникации со сверстниками проблемные ситуации все так же решаются с помощью кулаков.

Прочтите также:  Лунатизм: что это такое, как проявляется, что с этим делать

Если ребенок старше 4 лет отвечает на просьбы родителей дракой, то он делает это осознанно. Так он реагирует на то, что мама или папа показывает границу, за которую нельзя заходить, и пытается нарушить ее. Дракой, тычком ребенок демонстрирует взрослым дискомфорт, который испытывает он сам.

У шестилеток агрессивные проявления обусловлены кризисом, который возникает при переходе от дошкольного периода к школьной жизни. До тех пор, пока ребенок не адаптируется к новому режиму и требованиям, он может очень бурно реагировать на порицание и требования со стороны родителей и учителей. Дети считают, что взрослые хотят их обидеть, поэтому проявляют агрессию.

С 8 до 10 лет

у 8-10-летних детей уровень физической агрессии постепенно снижается, на первый план выходят вербальные проявления. Школьники учатся находить способы решения конфликтов без использования физической силы.

Спокойная, рассудительная реакция на детский гнев со стороны взрослых дает детям возможность почувствовать опору и стабильность, а также учит трансформировать свой гнев, понимать его причины и превращать его в безопасные действия.

Комаровский о проблеме

С проблемой детской агрессии и ее физического проявления знаменитый педиатр знаком не понаслышке. Он считает, что привычка драться у детей формируется в родительской семье. Это совсем не означает, что мама с папой обязательно дерутся между собой и применяют насилие к детям.

Ребенок может проявлять агрессию в ее самой деструктивной форме, если вместе со взрослыми смотрит фильмы, передачи со сценами насилия. Он учится драться, если близкие не останавливают физическую агрессию в свой адрес с его стороны и тот других людей, а также не объясняют, что все спорные вопросы со сверстниками можно решить мирным путем.

В сложных ситуациях, которые случаются на детской площадке или в садике, Евгений Комаровский рекомендует выяснить, что же произошло на самом деле. Родители должны спокойно отвести свое чадо в сторону и поинтересоваться, что случилось, кто был зачинщиком драки, а потом стоит объяснить, что драться — не лучший вариант.

Избежать драк в жизни ребенка совсем вряд ли возможно, но чтобы снизить их количество и привить малышу умение справляться со своим гневом, Комаровский рекомендует:

  • исключить физические наказания в семье чтобы не запустить цепную реакцию насилия;
  • всегда выяснять причину, вызвавшую столь бурную реакцию;
  • не позволять бить себя даже годовалому младенцу, уверенно останавливать его замахнувшуюся руку и говорить: “Нет! Драться нельзя!”;
  • учить ребенка проговаривать, что он чувствует в момент, когда его захлестывает агрессия.

Комаровский рекомендует направлять агрессию в безопасные физические действия — активные игры на свежем воздухе или упражнения, которые задействуют все группы мышц.

Как побороть детскую агрессию

Многие психологи считают, что термин “бороться” в отношении агрессии не совсем подходит. С ней нужно не бороться, а учиться понимать причины, которые вызывают бурные эмоции — злость, страх, возмущение и другие. Часто агрессия очень помогает, давая нужную для активных действий энергию и силу отстаивать свои интересы.

Попытки драться для самых маленьких — нормальная часть процесса развития. Малыш в 2-3 года ударив, показывает свое разочарование, желание защитить от посягательств свои вещи, часто самоутверждается таким образом. Действовать другими методами он еще не умеет — его мышление недостаточно развито, чтобы подыскивать более приемлемые варианты выражения эмоций.

После 4 лет дети научаются контролировать импульсы, им легче выражать свои желания и чувства словами, решать сложные ситуации, не прибегая к насилию.

Прочтите также:  Как бросить курить: 12 простых шагов

Тем родителям, которые нуждаются в конкретном ответе на вопрос о том, что делать, если ребенок дерется, психологи рекомендуют:

  1. Не воспринимать удары, цепляние за волосы и касание со стороны грудничков, как нечто страшное. Малыши просто не осознают, что их действия причиняют боль.  Родителям важно показать ребенку свои истинные чувства. Если больно — ребенок должен видеть адекватное выражение лица, а не сладкую улыбку.
  2.  Нельзя смеяться, видя, как малыш заносит руку для удара — такое поведение со стороны взрослых дает ему ложное понимание, что драка — это весело и приятно. Если малыш ударил, взрослые должны сказать о том, что им больно, показать это выражением лица.
  3. Ребенку необходимо объяснять, почему биться нельзя, а заодно учить его мирным способам выражения сложных эмоций, которые порождают агрессию. Научите его обниматься вместо нанесения ударов, гладить волосы вместо дерганья за них. Нельзя отвечать ударом на агрессию со стороны ребенка. Категорически!
  4. Если агрессия ребенка вызвана родительскими запретами, то стоит задуматься — не слишком ли они ограничивают свободу. Возможно, стоит убрать из поля зрения и доступа все вещи, которые могут быть небезопасными ребенку, предоставив ему больше свободы. Если он настаивает на том, чего вы не можете позволить, придумайте, как отвлечь его внимание.

Родственникам, ставшим свидетелями того, как ребенок бьет родителей, стоит пожалеть их так, чтобы малыш понял — кулаки не дали нужного эффекта.

Желая отучить ребенка от драчливости, взрослым необходимо проявлять настойчивость и быть последовательными. Ребенок должен четко понимать — бить других нельзя ни дома, ни в гостях, ни в детском саду если только его самого не бьют.

Важно научить малыша не подавлять, а выплескивать эмоции безопасным способом. Для этого можно использовать подвижные игры, занятия спортом, рисование, лепку и другие формы активности.

Ошибки воспитания родителей, чьи дети дерутся

Проявления физической агрессии со стороны ребенка — история, с которой знакомы большинство родителей. У кого-то малыши замахиваются на мам и пап, те воспринимают это с улыбкой. Спустя несколько лет взрослые жалуются, что ребенок не может нормально общаться с детьми в саду, бьет братьев и не пропускает возможности толкнуть или ударить родителей. В других семьях детвора подрастает и перестает драться и кусаться.

В чем же причина такой разницы? Психологи считают, что неумение детей справляться с агрессией и привычка выплескивать ее через драки связано с родительскими ошибками:

  • они не останавливают ребенка, когда тот замахивается, кусается;
  • “дают сдачи” в ответ;
  • притворяются плачущими или, наоборот, улыбаются, делают вид, что все нормально;
  • кричат на малыша, стыдят и упрекают его;
  • запугивают;
  • используют физическое наказание, как метод воздействия на ребенка.

Лучшее, что могут сделать родители, которые не хотят, чтобы их чадо выросло драчуном — собственным примером показать, как нужно вести себя. Родителям стоит проявлять терпение, четко придерживаться позиции “в семье недопустимо насилие в любой форме”. Они должны научиться справляться со сложными эмоциями сами и передать это умение детям.

Меры профилактики агрессии и насилия со стороны ребенка

Существует много способов предотвратить чрезмерную агрессивность ребенка и вырастить его человеком, который умеет управлять своими эмоциями. Специалисты советуют:

  1. В конфликтной ситуации больше внимания уделяйте пострадавшему — пожалейте его, спросите, нужна ли помощь. Так малыш поймет, что агрессивные действия не являются эффективным способом привлечения внимания к агрессору.
  2. Когда ребенок сердится, спокойно посмотрите ему в глаза и скажите, что он может сердиться, но драться не нужно.
  3. Учите малыша анализировать свои чувства и поступки. Когда конфликт утихнет, пусть он расскажет вам, как бы он мог поступить иначе. Так он научится мыслить рационально, а со временем выработает механизмы, которые помогут снимать напряжение без драки.
  4. Уделяйте ребенку внимание, замечайте его состояния, хвалите, обнимайте, когда ему хочется этого. Тесный контакт с родителями, их внимательное и доброжелательное отношение — залог эмоциональной стабильности ребенка.
  5. Учите его быть дружелюбным по отношению к другим людям. Вслух рассказывайте о том, что он вырастет добрым, сильным и справедливым. Ваша вера наполнит малыша пониманием, что дружелюбное поведение — это привилегия сильного человека.
  6. Старайтесь понять причины детской агрессии. Если это усталость, обилие впечатлений, с которыми ему непросто справиться или чувство голода, дайте ребенку отдохнуть и поесть. Если у малыша нет возможности выплеснуть его энергию — отведите его в парк, на стадион. Если причина в нехватке внимания, старайтесь найти общие занятия.

Научите ребенка говорить о его чувствах, желаниях. Он должен понять, что другие люди не умеют читать его мысли, но хорошо понимают все, что сказано словами через рот.  Справиться с захлестыванием эмоциями маленьким драчунам помогут простые и веселые упражнения.

Драка

Это упражнение помогает избавиться от повышенной тревожности, эмоционального напряжения и агрессии детям, которые не умеют высказать, что чувствуют. Техника снимает напряжение с мускулатуры рук и лица.

Прочтите также:  Что такое софизм, примеры, что он означает?

Ребенок должен представить, будто он поссорился с другом и очень сердит на него. Он хочет хорошенько поколотить друга. Желание побить так сильно, что кулаки крепко сжимаются, костяшки белеют, на ладонях остаются следы от ноготков. Напряжение чувствуется в плотно сомкнутых челюстях, сцепленных зубах. Ребенок настолько волнуется перед предстоящей дракой, что сделал глубокий вдох и задержал дыхание на несколько секунд.

И вдруг он вспомнил, как друг недавно выручил, поделился фруктами, помог построить снежный дом. Пусть малыш подумает, нужна ли драка? А потом сделаете медленный выдох и расслабит руки, лицо. Теперь он готов к диалогу с покойному решению вопросов.

Волшебный мешочек

Упражнение помогает снять эмоциональное напряжение, справиться с агрессией. Используют для помощи возмущенному, разозленному ребенку, который не может спокойно высказать свои чувства.

Дайте малышу мешочек, в который он может кричать и говорить все, что ему хочется. Когда ребенок поймет, что выговорил все, пусть он завяжет мешочек и разговаривает спокойно, обсуждая ситуацию, которая вызвала бурные эмоции.

Листы злости

Упражнение направлено на снижение напряжение и отреагирование злости.

Предложите ребенку взять листы бумаги, которые он, находясь во власти гнева, может порвать, порезать, скомкать, выбросить или использовать другие способы, чтобы вылить на бумагу негатив. Пусть он делает это, пока не почувствует, что неприятное чувство стало маленьким и с ним легко справиться. Затем пусть ребенок завершит “расправу над злостью”, выбросив бумагу в мусорное ведро.

Научить школьника справляться с эмоциями поможет плакат в виде светофора, который можно повесить в его комнате. Цвета светофора обозначают действия, которые необходимо совершить в острый момент:

  • красный — остановиться, успокоиться, подумать прежде чем действовать;
  • желтый — рассказать о своих трудностях о том, что чувствуешь, определить перед собой позитивную цель и определить способы ее достижения, подумать о возможных последствиях;
  • зеленый — действовать по плану.

Такой “светофор” будет возникать в памяти ребенка каждый раз, когда его захлестнет злость или раздражение. Набор конкретных действий поможет справиться со сложной ситуацией, не утратив душевного равновесия. Простой алгоритм не только учит справляться с собственными эмоциями, но и формирует привычку сначала думать, а только потом выбирать наиболее удачный способ действия.

Оцените статью
Интернет журнал о психологии и саморазвитии доступным языком