Дизартрия – это нарушения речи, которое вызывается разными болезнями нервной системы. Эти явления появляются из-за специфики функционирования речевого аппарата, связанной с нарушениями иннервации. Во время дизартрии речевые органы малоподвижны. Недостаточное развитие речевого аппарата может приводить не только к стертому произношению у ребенка, но и к полной неразвитости речи, затрудняющей обучение письму и чтению.
Дизартрия у детей: что это такое и почему появляется?
Дизартрию речи нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Это симптом, который сопровождает разные болезни. Дизартрия может вызываться демиелинизирующими болезнями и нейроинфекциями, нарушением мозгового кровообращения.
Дизартрия у ребенка зачастую является следствием детского церебрального паралича или перинатальных факторов. Как правило, причинами появления дизартрии у детей до одного года являются:
- токсикоз во время беременности;
- заболевания матери;
- гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
- родовые травмы;
- сложные роды, которые сопровождаются патологией, в том числе затяжные или стремительные;
- несовпадение резуса крови матери и ребенка;
- преждевременные роды;
- асфиксия плода.
Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием также может развиваться. Осложнения на нервную систему может дать одна из следующих болезней:
- гидроцефалия;
- тяжелые инфекционные заболевания;
- сильное отравление;
- черепно-мозговая травма.
Симптомы дизартрии
Дизартрия собой представляет не только дефекты в речи — она проявляется и в неречевых нарушениях. В грудничковом периоде присутствуют такие симптомы:
- ребенку сложно сосать;
- малыш часто срыгивает;
- происходит вялое сосание;
- ребенок поперхивается во время кормления.
У ребенка развивается малопонятная и нечленораздельная речь. Болезнь сопровождается запоздалым развитием: ребенок не говорит, первое слово произносит в два-три года. Дизартрия определяется по одному или ряду симптомов:
Психолого-педагогическая характеристика
Дети, которые страдают дизартрией, себя ведут совершенно не так, как здоровые малыши. Отмечаются сложности с развитием мелкой моторики рук, потому детям сложно застегнуть на пуговицы одежду, они не любят завязывать шнурки.
Слабая развитость моторики отражается и на процессе обучения. Дети с этой болезнью плохо держат шариковую ручку, им сложно писать с одинаковым нажимом, у многих появляется неразборчивый и неправильный почерк. Дети не любят использовать ножницы, поскольку это также у них вызывает осложнения.
Но не нужно самостоятельно ребенку устанавливать диагноз. Большинство отклонений в речи объясняются не такими опасными причинами. У ребенка школьного возраста может быть диагностирована дислалия. Данное речевое нарушение не связано с органическими причинами. При определении речевых дефектов нужно просто обратиться за консультацией к врачу.
Болезнь может сопровождаться нарушением музыкального слуха, поэтому детям сложно танцевать. Им трудно даются и физические упражнения.
Разновидности дизартрии
С учетом того, какая зона мозга повреждена, отличают и симптомы заболевания. По локализации пораженного участка и комплексу симптомов отличают несколько видов болезни:
- Псевдобульбарная дизартрия у малышей отличается монотонностью речи, зачастую непроизвольным смехом или плачем. Нарушены структуры мозга, особенно проводящие корково-ядерные каналы. Во время псевдобульбарной дизартрии осложнен переход с одной артикуляционной позиции на другую. Возможны синкинезии (содружественные движения), избирательное нарушение произвольных движений, усиление глоточного рефлекса, обильное слюнотечение, дисфагия, поперхивание. Речь детей с псевдобульбарной дизартрией невнятная, смазанная, имеет носовой характер, значительно нарушено нормативное воспроизведение соноров, шипящих и свистящих. Псевдобульбарная форма считается самой распространенной.
- Бульбарная дизартрия. Отличительной особенностью является отсутствие мимики. Зачастую болезнь сопровождается осложнением глотания, тем более жидкой пищи. Звуки трудно различимы, артикуляция невнятная. Поражены тройничный, лицевой, блуждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы.
- Мозжечковая дизартрия у малышей вызывает частую смену тональности и громкости речи, звуки растянуты. Нарушен мозжечок.
- Корковая дизартрия. Дети неправильно выговаривают слоги, однако структура слов сохраняется. Нарушены отдельные участки коры мозга.
- Холодовая дизартрия. Характеризуется дефектами речи, которые связаны с резким изменением температуры внешней среды.
- Подкорковая дизартрия. Дети говорят в нос, речь невнятная и неотчетливая. Вероятна патология в форме самопроизвольных движений в разных мышечных группах. Нарушены подкорковые структуры, которые контролируют формирование речи.
- Комбинированная форма. Зачастую является результатом травм у маленьких детей.
Что такое дизартрия по логопедической классификации? По логопедической классификации детская дизартрия отличается по степеням:
- Первая степень – стертая. Определяется в 4-5 лет. Стертая степень отличается искажением или смешением звуков. Осложнено проговаривание свистящих и шипящих звуков. возможна у детей с нормальным психологическим и физическим развитием. Определяется лишь специалистом. Стертая степень легче остальных поддается лечению.
- Вторая степень – речь детей понятна, однако присутствуют выраженные дефекты.
- Третья степень – речь детей нарушена настолько, что понятна лишь родителям.
- Четвертая степень – речь ребенка непонятна или не формируется.
Диагностирование болезни
Установить диагноз и определить лечение должны логопед и детский невролог. Для определения синдрома заболевания нужно выполнить обследование. Основополагающие процедуры во время исследования: